Приветствую Вас, Гость

15. Единый  государственный  экзамен  по  информатике  и  ИКТ:  назначение  и  структура  работы, содержание,  примеры  заданий.  Состав  КИМ.  Методика  подготовки  учащихся  к  ЕГЭ  по  информатике и ИКТ.

 

ЕГЭ – форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ).

 

Назначение КИМ ЕГЭ

Контрольные  измерительные  материалы  позволяют  установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Результаты  единого  государственного  экзамена  по  информатике  и ИКТ  признаются  образовательными  учреждениями  среднего профессионального  образования  и  образовательными  учреждениями высшего  профессионального  образования  как  результаты  вступительных испытаний по информатике и ИКТ.

 

Структура КИМ ЕГЭ

Общее число заданий в экзаменационной работе – 32.

Экзаменационная работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех  предложенных,  задания  относятся  ко  всем  тематическим  блокам, кроме  блока  «Программирование».  В  этой  части  имеются  задания  как базового,  так  и  повышенного  уровней  сложности,  однако  большинство заданий  рассчитаны  на  небольшие  временные  затраты  и  базовый  уровень знаний экзаменуемых.

Часть  2  содержит  15  заданий  базового,  повышенного  и  высокого уровней  сложности.  В  этой  части  собраны  задания  с  кратким  ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов. 

Часть  2  включает  в  себя  задания  по  темам  из  всех  блоков,  кроме раздела  «Технология  обработки  графической  и  звуковой  информации».  В

части  2  6  заданий  относится  к  базовому  уровню,  8  заданий  имеют повышенный  уровень  сложности,  1  задание  –  высокий  уровень,  поэтому

выполнение  заданий  части  2  в  целом  потребует  большего  времени  и  более глубокой подготовки, чем заданий части 1.

Часть  3  содержит  4  задания,  первое  из  которых  повышенного  уровня сложности,  остальные  3  задания  высокого  уровня  сложности.  Задания  этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме.

Задания  части  3  направлены  на  проверку  сформированности важнейших  умений  записи  и  анализа  алгоритмов,  предусмотренных требованиями  к  обязательному  уровню  подготовки  по  информатике учащихся  средних  общеобразовательных  учреждений.  Эти  умения проверяются  на  повышенном  и  высоком  уровнях  сложности.  Также  на высоком  уровне  сложности  проверяются  умения  по  теме  «Технология программирования».

 

Продолжительность ЕГЭ по информатике и ИКТ

На  выполнение  экзаменационной  работы  отводится  3  часа  55  минут (235 минут).  На  выполнение  заданий  части  1  и  части  2  рекомендуется отводить  1,5  часа  (90  минут).  Остальное  время  рекомендуется  отводить  на выполнение заданий части 3. 

Переход экзаменуемого от выполнения заданий частей 1 и 2 к части 3 никак  не  фиксируется,  последовательность  выполнения  заданий  не регламентируется.  Контроля  времени  выполнения  отдельных  заданий  не ведется.

 

Система  оценивания

Задания  КИМ  оцениваются  разным  количеством  баллов  в  зависимости от их типа.

Выполнение каждого задания части 1 и части 2 оценивается в 1 балл.

Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ, соответствующий  коду  верного  ответа.  За  выполнение  каждого  задания присваивается  (в  дихотомической  системе  оценивания)  либо  0  баллов («задание  не  выполнено»),  либо  1  балл  («задание  выполнено»).  Ответы  на задания  части  1  и  части  2  автоматически  обрабатываются  после сканирования бланков ответов № 1. 

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, – 13. 

За  выполнение  каждого  задания  части  2  присваивается (в дихотомической  системе  оценивания)  либо  0  баллов  («задание  не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»). 

Максимальное  количество  баллов,  которое  можно  получить  за выполнение заданий части 2, – 15.

Выполнение заданий части 3 оценивается от нуля до четырех баллов. 

Ответы  на  задания  части  3  проверяются  и  оцениваются  экспертами (устанавливается соответствие ответов определенному перечню критериев). 

Максимальное  количество  баллов,  которое  можно  получить  за выполнение заданий части 3, – 12. 

Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, – 40. 

 

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Содержание  заданий  разработано  по  основным  темам  курса информатики  и  информационных  технологий,  объединенных  в  следующие тематические  блоки:  «Информация  и  ее  кодирование»,  «Моделирование  и компьютерный  эксперимент»,  «Системы  счисления»,    «Основы  логики», «Элементы  теории  алгоритмов»,  «Программирование»,  «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», «Технология обработки графической и звуковой  информации»,  «Обработка  числовой  информации»,  «Технологии поиска и хранения информации», «Телекоммуникационные технологии».

Содержанием  экзаменационной  работы  охватывается  основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них  материал,  однозначно  трактуемый  в  большинстве  преподаваемых  в школе вариантов курса информатики.

Работа  содержит  как  задания  базового  уровня  сложности, проверяющие  знания  и  умения,  предусмотренные  стандартами  базового уровня  подготовки  по  предмету,  так  и  задания  повышенного  и  высокого уровней,  проверяющие  знания  и  умения,  предусмотренные  профильным стандартом.  Количество  заданий  в  тесте  должно,  с  одной  стороны, обеспечить  всестороннюю  проверку  знаний  и  умений  выпускников, приобретенных за весь период обучения по предмету, и, с другой стороны, соответствовать  критериям  трудности,  устойчивости  результатов, надежности  измерения.  С  этой  целью  в  тесте  используются  задания  трех

типов:  с  выбором  одного  ответа  из  четырех  предложенных,  с  кратким

ответом,  с  развернутым  ответом.  Задания  первого  типа  дают  наиболее надежные  результаты,  вероятность  ошибки  распознавания  ответа экзаменуемого  при  использовании  этого  типа  заданий  чрезвычайно  низка. Задания  с  кратким  ответом  (в  виде  числа  или  строки  символов), распознаваемым  и  проверяемым  компьютером,  исключают  возможность угадывания  ответа,  но  увеличивают  вероятность  ошибки  распознавания. Наконец,  задания  с  развернутым  ответом,  наиболее  трудоемкие  и позволяющие  экзаменуемым  в  полной  мере  проявить  свою индивидуальность  и  приобретенные  в  процессе  обучения  умения, проверяются  экспертами  региональных  экзаменационных  комиссий  на основании  единых  критериев  проверки,  являющихся  частью  контрольных измерительных материалов по предмету. В экзаменационной работе всего 4 таких  задания,  их  выполнение  требует  значительного  времени  и  в  связи  с наличием  человеческого  фактора  при  их  проверке  имеется  определенная вероятность ошибки оценивания.

Таким  образом,  структура  экзаменационной  работы  обеспечивает оптимальный  баланс  заданий  разных  типов,  трех  уровней  сложности, проверяющих знания и умения на трех различных уровнях: воспроизведения, применения  в  стандартной  ситуации,  применения  в  новой  ситуации. Содержание  экзаменационной  работы  отражает  значительную  часть содержания  предмета.  Все  это  обеспечивает  валидность  результата тестирования и надежность измерения.

 

Примеры

А1. Сколько единиц в двоичной записи числа 206?

1) 5;  2) 2;  3) 3;  4) 4.

Элементы содержания

1 Информация и информационные процессы

1.4  Системы счисления

1.4.2  Двоичное представление информации

 

A7. В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ (АЗ :D3) равно 5. Чему равно значение форму­лы =СУММ (АЗ : СЗ), если значение ячейки D3 равно 6?

1) 1;  2) -1;  3) 14;  4) 4.

Элементы содержания

3 Средства ИКТ

3.4  Обработка числовой информации

3.4.2  Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

 

В7. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 51 записывается в виде 102. Укажите это основание.

Элементы содержания

1 Информация и информационные процессы

1.4  Системы счисления

1.4.1  Позиционные системы счисления

 

Методика подготовки к ЕГЭ

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовке к ЕГЭ.

Подготовка по пособиям, рекомендованным ФИПИ для подготовки к экзамену.

Нужно продумать систему работы, что дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать  учащимся для повторения и подготовки  дома.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке  предусмотрено время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.  Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, можно проводить контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ.

Кроме того, целесообразно использовать уже готовую электронную продукцию: «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия», «Информатика. Интерактивный задачник» и др. электронные тренажеры.