Приветствую Вас, Гость

14. Итоговая государственная аттестация по информатике и ИКТ в 9 классе. Назначение и структура работы, содержание, примеры заданий. Состав КИМ. Методика подготовки учащихся к ГИА по информатике и ИКТ.

ГИА по информатике – это необязательный экзамен при окончании 9-го класса, может сдаваться по выбору самим учеником или может быть назначен всем ученикам на региональном уровне.

 

Назначение КИМ ГИА

Назначение  работы  –  государственная  (итоговая)  аттестация  по  информатике  и  ИКТ  выпускников  IX  классов  общеобразовательных  учреждений  на  основе  оценки  уровня  овладения  обучающимися  материалами учебной программы по предмету. 

Работа рассчитана на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  (школ,  гимназий,  лицеев).  Результаты  экзамена  могут  быть использованы  при  комплектовании  профильных  X  классов,  а  также  при приеме  в  учреждения  системы  среднего  профессионального  образования без организации дополнительных испытаний.

 

Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 6 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 содержит 12 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 3 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части  подразумевают  практическую  работу  учащихся  за  компьютером  с использованием  специального  программного  обеспечения.  Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; учащийся должен выбрать один из вариантов задания.

Часть  1  содержит  задания  из  всех  тематических  блоков,  кроме  заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации».

Часть 2 включает в себя задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания  части  3  направлены  на  проверку  практических  навыков  по работе с информацией в текстовой и табличной форме, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 20 дается в двух вариантах: задание 20.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 20.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке  программирования.  Учащийся  самостоятельно  выбирает  один  из двух  вариантов  задания  в  зависимости  от  того,  изучал  ли  он  какой-либо язык программирования.

 

Продолжительность экзамена

На  выполнение  экзаменационной  работы  отводится  2  часа  30  минут (150 минут).

После решения заданий частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и переходит к решению заданий части 3.

 

Дополнительные материалы и оборудование

Задания частей 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий  не  требует  использования  калькуляторов,  поэтому  в  целях  обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.

Задания части 3 выполняются учащимися на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые учащимся программы.

 

Система  оценивания

Задания в экзаменационной работе оцениваются разным количеством баллов в зависимости от их типа и уровня сложности.

Выполнение каждого задания части 1 и части 2 оценивается 1 баллом.

Задание  части  1  считается  выполненным,  если  экзаменуемый  дал  ответ, соответствующий коду верного ответа. Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 1, равно 6. 

За выполнение каждого задания части 2 присваивается (в дихотомической системе оценивания) либо 0 баллов («задание не выполнено»), либо 1 балл («задание выполнено»). Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 2, равно 12.

Выполнение заданий части 3 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответы на задания части 3 проверяются и оцениваются экспертами (устанавливается соответствие  ответов  определенному  перечню  критериев).  Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий части 3, равно 4.

Максимальное  количество  первичных  баллов,  которое  можно  получить за выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 22.

 

Примеры

1. Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 30 строк, в каждой строке 32 символа. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. 

1) 24 Кбайт;  2) 30 Кбайт;  3) 480 байт;  4) 240 байт. 

Элементы содержания

1 Информационные процессы

1.1 Представление информации

1.1.3 Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации

 

2. Для какого из приведённых чисел истинно высказывание: НЕ (Первая цифра чётная) И (Последняя цифра нечётная)?

1) 1234;  2) 6843;  3) 3561;  4) 4562.

Элементы содержания

1 Информационные процессы

1.3 Обработка информации

1.3.3 Логические значения, операции, выражения

 

 8. Символ «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно  операции  сложения,  вычитания,  умножения  и  деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.  Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма: a := 4; b := 10; a := b-a*2; b := 24/a*4.

В ответе укажите одно целое число – значение переменной b.

Элементы содержания

1 Информационные процессы

1.3 Обработка информации

1.3.1 Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

1.3.2 Алгоритмические конструкции

 

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Экзаменационная  работа  охватывает  основное  содержание  курса  информатики  и  ИКТ.  Охвачен  наиболее  значимый  материал,  однозначно трактуемый  в  большинстве  преподаваемых  в  школе  вариантов  курса  информатики и ИКТ и входящий в Федеральный компонент государственного  образовательного  стандарта  основного  общего  образования,  утвержденного в 2004 г. 

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Запись средствами ИКТ информации  об  объектах  и  о  процессах,  создание  и  обработка  информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные  таблицы»,  «Организация  информационной среды, поиск информации».

В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 3 работы является практическим заданием, проверяющим наиболее  важные  практические  навыки  курса  информатики  и  ИКТ:  умение обработать  большой  информационный  массив  данных  и  умение  разработать и записать простой алгоритм.

 

Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в размещенный на сайте ФИПИ (www.fipi.ru) перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ.