13. Обучение информатике и ИКТ в старшей школе на профильном уровне: цели, характеристика содержания, требования к результатам обучения. Сравнительный анализ авторских УМК.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Цели перехода к профильному обучению
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Механизм формирования профилей
Для физико-математического и информационно-технологического профилей предмет «Информатика и ИКТ» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (профильном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно. А также возможно расширение за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно.
В социально-гуманитарном, филологическом и психолого-педагогическом, художественно-эстетическом профилях отдельные тематические блоки курса «Информатика и ИКТ» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (программы 2-11 (с 103)
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
• овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
• развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
• воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
• приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основное содержание (программы 2-11 (с 105)
Теоретический материал 127 часов
Практическая работа 125 часов
Резерв времени 28 часов
Информация и информационные процессы (64 часа)
Средства ИКТ и их применение (48 часов)
Информационная деятельность человека (13 часов)
Практикум (140 часов)
ФГОС ОО (с 27)
«Информатика» (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса информатики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
2) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
3) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
4) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
5) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизацию знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8) владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
10) сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Содержание профильного учебного предмета (Лапчик)
1. Информация (Измерение информации. Свойства информации. Информационные процессы)
2. Средства информации (ПК. Системы мультимедиа. Компьютерные сети. Операционные системы и среды. Пакеты прикладных программ)
3. Информационные технологии (Обработка текстовой информации.
Обработка графической информации. Обработка числовой информации. Технологии хранения и поиска информации. Телекоммуникационные технологии. Мультимедиа-технологии. Технологии управления и планирования)
4. Программирование (Структурное программирование. Объектно-ориентированное программирование. Логическое программирование)
5. Компьютерная моделирование (Математическое моделирование. Имитационное моделирование. Моделирование структур данных)
6. Социальная информатика (Информационное общество. Информационная безопасность. Правовое регулирование в сфере информатизации)
Требования к уровню подготовки выпускников (программы 2-11 (28, 103 с)
УМК Семакина
- Учебники для 10-11 кл.
- Практикум для 10-11 классов : в 2 ч.
- Методическое пособие
10 класс (140 ч.)
- Теоретические основы информатики 70 ч.
- Компьютер 15 ч.
- Информационные технологии 35 ч.
- Компьютерные телекоммуникации 20 ч.
11 класс (140 ч.)
- Информационные системы (30 ч.)
- Методы программирования (50 ч.)
- Компьютерное моделирование (50 ч.)
- Информационная деятельность человека (10 ч.)
УМК Угриновича
- Учебник для 10-11 кл.
- Практикум
- Методическое пособие (8-11 кл.) + 2 CD
УМК Н. Д. Угриновича – единственный в действующем Федеральном перечне учебников ориентирован на работу учащихся как в среде Windows так и в Linux.
10 класс (140 + 30 ч)
- Архитектура компьютера и защита информации (20 + 3 ч)
- Информация. Системы счисления (30 ч)
- Основы логики и логические основы компьютера (18 + 2 ч)
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (66 + 20 ч)
- Повторение, подготовка к ЕГЭ (6 + 5 ч)
11 класс (140 + 30 часа)
- Моделирование и формализация (36 + 10 ч)
- Информационные и коммуникационные технологии (32 + 2 ч)
- Технология хранения, отбора и сортировки информации (14 ч)
- Технология создания и обработки графической информации (10 ч)
- Коммуникационные технологии (12 ч)
- Информационное общество (10 ч)
- Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ (26 + 30 ч)