12. Обучение информатике и ИКТ в старшей школе на базовом уровне: цели, характеристика содержания, требования к результатам обучения. Сравнительный анализ авторских УМК.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Механизм формирования профилей
В социально-экономическом, индустриально-технологическом профиле и в универсальном обучение «Информатика и ИКТ» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно и элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно.
Для физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, аграрно-технологического профилей «Информатика и ИКТ» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет регионального компонента до 2 часов в неделю ежегодно.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (программы 2-11 (с 88)
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основное содержание (программы 2-11 (с 93)
10-й класс
- Информация и информационные процессы (6 часов)
- Практические работы (3 часа)
- Информационные модели (9 часов)
- Практические работы (4 часа)
- Информационные системы (3 часа)
- Практическая работа (2 часа)
- Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 часа)
- Практическая работа (2 часа)
- Резерв учебного времени — 4 часа.
Всего — 35 часов.
11-й класс
- Компьютерные технологии представления информации (5 часов)
- Практическая работа (2 часа)
- Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 часов)
- Практическая работа (7 часов)
- Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)
- Практическая работа (5 часов)
- Основы социальной информатики (2 часа)
- Резерв учебного времени — 4 часа.
Всего — 35 часов.
ФГОС ОО (с 26)
«Информатика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Основные содержательные линии
1. Введение в информатику
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): многоаспектность понятия «информация», структуру современной информатики;
- уметь: иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
2. Информационные ресурсы компьютерных сетей
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей, понятие файлового архива, принципы организации http-протоколов, правила формирования URL-адреса информационного ресурса; правила общения по электронной почте, в чатах, телеконференциях;
- уметь: осуществлять поиск информационного ресурса по URL-адресу, рубрикатору, ключевым словам; вести расширенный поиск; организовывать телеконференции и соблюдать этику общения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для автоматизации коммуникационной деятельности.
3. Информационное моделирование и системология
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): назначение и виды табличных, иерархических, сетевых информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- уметь: строить информационные модели на графах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для развития основ системного видения мира, комплексного освоения возможностей информационного моделирования.
4. Социальная информатика
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): характерные черты информационного общества, понятие права собственности на информационный продукт, этические нормы информационной деятельности, методы защиты информации от информационных угроз;
- уметь: сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации, приводить примеры информационных ресурсов и услуг, классифицировать информационные ресурсы и услуги;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в целях соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
11 класс
5. Информационные системы и базы данных
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): назначение и правила работы с СУБД, геоинформационными системами;
- уметь: просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
6. Математическое моделирование в планировании и управлении
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): принципы статистической обработки данных, практику реализации математического аппарата средствами информационных технологий;
- уметь: наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для решения практических задач оптимизации, прогнозирования и планирования.
Требования к уровню подготовки выпускников (программы 2-11 (22, 99 с)
УМК Семакина
- Учебник для 10–11 классов
- Практикум для 10–11 классов
- Задачник-практикум. ч. 1, ч. 2
- Методическое пособие
10 класс (35 ч)
- Введение (1 ч)
- Информация (6 ч)
- Информационные процессы в системах (11 ч)
- Информационные модели (6 ч)
- Программно-технические системы реализации информационных процессов (11 ч)
11 класс (35 ч)
- Технологии использования и разработки информационных систем (24 ч)
- Технологии информационного моделирования (8 ч)
- Основы социальной информатики (3 ч)
УМК Угриновича
- Учебники для 10-11 кл.
- Практикум
- Методическое пособие (8-11 кл.) + 2 CD
10 класс (35 + 9 ч)
- Введение Информация и информационные процессы (4 + 3 ч)
- Информационные технологии (13 + 2 ч)
- Коммуникационные технологии (16 + 2 ч)
- Повторение (2 + 2 ч)
11 класс (35 + 9 ч)
- Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 + 1 ч)
- Моделирование и формализация (8 + 3 ч)
- Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 + 3 ч)
- Информационное общество (3 ч)
- Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» (5 + 2 ч)