10. Пропедевтика базового курса информатики: цели, характеристика содержания, требования к результатам обучения. Методическая система пропедевтической подготовки школьников по информатике и ИКТ в 5-6 классе Босовой Л.Л.
Современной российской общеобразовательной школе рекомендована непрерывная структура школьного курса информатики и ИКТ, охватывающая начальную, основную и старшую школу. В то же время, на практике школы по-разному осваивают эту рекомендацию: некоторые полностью, используя вариативный компонент базисного учебного плана, другие лишь частично.
Пропедевтика базового курса может осуществляться за счет вариативной части учеб. плана (школьный или региональный компоненты) в 5-7 классах.
Основные направления пропедевтического развития содержания базового курса информатики:
1. Работа на компьютере. Изучаемые вопросы:
- Устройство компьютера
- Данные и программы
- Файл и файловая система
- ПО
- Графический интерфейс
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): назначение основных устройств компьютера, правила работы за компьютером, понятия «файловая система», «графический интерфейс», «рабочий стол»; назначение операционной системы и программного обеспечения;
- уметь: пользоваться основными устройствами ввода-вывода информации, осуществлять командное взаимодействие с компьютером;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для расширения представлений о возможностях автоматизации информационных процессов.
2. Развитие алгоритмического и логического мышления:
- Алгоритмы работы с величинами;
- Постоянная и переменная величина;
- Логическая величина;
- Среда программирования Логомиры.
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): основные объекты графического интерфейса среды Лого; управлять движением Черепашки, рисовать простейшие фигуры; назначение и возможности Поля форм;
- уметь: использовать действия с величинами в алгоритме; составлять алгоритмы в среде ЛогоМиры;
- иеполыовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: как инструмент, с помощью которого учащиеся смогут в базовом курсе информатики основной школы создавать проекты, помогающие исследовать окружающий мир и адаптироваться в нем.
3. Информационные технологии
- Вычисления на компьютере;
- Текстовый процессор;
- Растровые графические реакторы;
- Векторные граф.редакторы;
- Мультимедийные презентации.
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): назначение и возможности текстового и графического редакторов, программы для разработки презентаций; понимать разницу между растровым и векторным изображением;
- уметь: работать в программе «Калькулятор», форматировать текстовые документы, создавать комбинированные документы в текстовом процессоре, создавать несложные рисунки в растровом и векторном графических редакторах, проектировать и разрабатывать мультимедийные презентации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для применения информационных технологий в домашней обстановке, в быту, а также для формирования готовности к участию в реализации креативных учебных ситуаций.
4. Компьютерные коммуникации:
- Локальная сеть;
- Глобальная;
- Электронная почта;
- Поиск информации в Интернете.
В результате обучения учащиеся должны:
- знать (понимать): назначение локальных и глобальных компьютерных сетей, соблюдать правила сетевого общения;
- уметь: пользоваться электронной почтой, осуществлять поиск информации в компьютерных сетях и каталогах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: эффективно применять различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач.
УМК Босовой
Учебники (5-7 кл);
Рабочие тетради (5-7 кл)
Поурочные разработки (5-7 кл)
Учебная программа и поурочное планирование (5-7 кл)
Комплект плакатов и методическое пособие
Занимательные задачи по информатике
ЦОР (включает презентации, лог.игры, тесты, тексты, плакаты)
Цели обучения информатике в 5-7 классе
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные тематические разделы:
5 класс:
1. Компьютер для начинающих (8 ч)
2. Информация вокруг нас (15 ч)
3. Информационные технологии (10 ч)
6 класс:
1. Компьютер и информация (11 ч)
2. Человек и информация (13 ч)
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
7 класс:
1. Объекты и их имена (6 ч)
2. Информационное моделирование (20 ч)
3. Алгоритмика (7 ч)
Методы и формы обучения
Наиболее приемлемы комбинированные уроки, со сменой методов обучения и деятельности, позволяющие сводить работу за компьютером к регламентированной норме. Основная школа отвечает за формирование самостоятельности, начальная строится на совместной учеб. деят-ти класса, поэтому в 5 кл. при переходе из нач.шк. в основную следует уделить внимание организации самостоятельной работе учащ-ся. Важно чтобы каждый имел доступ к ПК и пытался выполнять задания самостоятельно, без помощи учителя и товарищей. Формирование навыков самостоят-ти должно быть продолжено в 6 классе. Большинство работ практикума 6 кл. имеют несколько уровней сложности, школьник в зависимости от подготовки и способностей выполняет задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. В 7 кл. школьник способны самост-но выполнять задания с учебником, раб.тетр., комп.практикума. В 7 кл. большое внимание следует уделять развитию навыков проектной и исследовательской деят-ти.
Электронные образовательные ресурсы
- Интерактивные ресурсы к учебнику 5-го класса
- Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса
- Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
- Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
- Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (тесты, интерактивные тесты, методические материалы, презентации)