Приветствую Вас, Гость

10. Пропедевтика базового курса информатики: цели, характеристика содержания,  требования к результатам  обучения.  Методическая  система  пропедевтической  подготовки  школьников  по информатике и ИКТ в 5-6 классе Босовой Л.Л.

 

Современной российской общеобразовательной школе рекомен­дована непрерывная структура школьного курса информатики и ИКТ, охватывающая начальную, основную и старшую шко­лу. В то же время, на практике школы по-разному осваивают эту рекомендацию: некоторые полностью, используя вариативный ком­понент базисного учебного плана, другие лишь частично.

Пропедевтика базового курса может осуществляться за счет вариативной части учеб. плана (школьный или региональный компоненты) в 5-7 классах.

 

Основные направления пропедевтического развития содержания базового курса информатики:

1. Работа на компьютере. Изучаемые вопросы:

- Устройство компьютера

- Данные и программы

- Файл и файловая система

- ПО

- Графический интерфейс

 

В результате обучения учащиеся должны:

  •  знать (понимать): назначение основных устройств компь­ютера, правила работы за компьютером, понятия «файловая сис­тема», «графический интерфейс», «рабочий стол»; назначение опе­рационной системы и программного обеспечения;
  •  уметь: пользоваться основными устройствами ввода-вывода информации, осуществлять командное взаимодействие с компь­ютером;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для расширения представле­ний о возможностях автоматизации информационных процессов.

 

2. Развитие алгоритмического и логического мышления:

- Алгоритмы работы с величинами;

- Постоянная и переменная величина;

- Логическая величина;

- Среда программирования Логомиры.

 

В результате обучения учащиеся должны:

  •  знать (понимать): основные объекты графического интер­фейса среды Лого; управлять движением Черепашки, рисовать простейшие фигуры; назначение и возможности Поля форм;
  •  уметь: использовать действия с величинами в алгоритме; со­ставлять алгоритмы в среде ЛогоМиры;
  •  иеполыовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: как инструмент, с помощью которого учащиеся смогут в базовом курсе информатики основ­ной школы создавать проекты, помогающие исследовать окружа­ющий мир и адаптироваться в нем.

 

3. Информационные технологии

- Вычисления на компьютере;

- Текстовый процессор;

- Растровые графические реакторы;

- Векторные граф.редакторы;

- Мультимедийные презентации.

 

В результате обучения учащиеся должны:

  •  знать (понимать): назначение и возможности текстового и графического редакторов, программы для разработки презента­ций; понимать разницу между растровым и векторным изображе­нием;
  •  уметь: работать в программе «Калькулятор», форматировать текстовые документы, создавать комбинированные документы в текстовом процессоре, создавать несложные рисунки в растровом и векторном графических редакторах, проектировать и разраба­тывать мультимедийные презентации;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для применения информа­ционных технологий в домашней обстановке, в быту, а также для формирования готовности к участию в реализации креативных учебных ситуаций.

 

4. Компьютерные коммуникации:

- Локальная сеть;

- Глобальная;

- Электронная почта;

- Поиск информации в Интернете.

 

В результате обучения учащиеся должны:

  •  знать (понимать): назначение локальных и глобальных ком­пьютерных сетей, соблюдать правила сетевого общения;
  •  уметь: пользоваться электронной почтой, осуществлять по­иск информации в компьютерных сетях и каталогах;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: эффективно применять раз­личные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

 

УМК Босовой

Учебники (5-7 кл);

Рабочие тетради (5-7 кл)

Поурочные разработки (5-7 кл)

Учебная программа и поурочное планирование (5-7 кл)

Комплект плакатов и методическое пособие

Занимательные задачи по информатике

ЦОР (включает презентации, лог.игры, тесты, тексты, плакаты)

 

Цели обучения информатике в 5-7 классе

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

- усиление культурологической составляющей школьного образования;

- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 

Основные тематические разделы:

5 класс:

1. Компьютер для начинающих (8 ч)

2. Информация вокруг нас (15 ч)

3. Информационные технологии (10 ч)

6 класс: 

1. Компьютер и информация (11 ч)

2. Человек и информация (13 ч)

3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

7 класс: 

1. Объекты и их имена (6 ч)

2. Информационное моделирование (20 ч)

3. Алгоритмика (7 ч)

 

Методы и формы обучения

Наиболее приемлемы комбинированные уроки, со сменой методов обучения и деятельности, позволяющие сводить работу за компьютером  к регламентированной норме. Основная школа отвечает за формирование самостоятельности, начальная строится на совместной учеб. деят-ти класса, поэтому в 5 кл. при переходе из нач.шк. в основную следует уделить внимание организации самостоятельной работе учащ-ся. Важно чтобы каждый имел доступ к ПК и пытался выполнять задания самостоятельно, без помощи учителя и товарищей.  Формирование навыков самостоят-ти должно быть продолжено в 6 классе. Большинство работ практикума 6 кл. имеют несколько уровней сложности, школьник в зависимости от подготовки и способностей выполняет задания репродуктивного, продуктивного и творческого характера. В 7 кл. школьник способны самост-но выполнять задания с учебником, раб.тетр., комп.практикума. В 7 кл. большое внимание следует уделять развитию навыков проектной и исследовательской деят-ти.

Электронные образовательные ресурсы

- Интерактивные ресурсы к учебнику 5-го класса

- Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса

- Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

- Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

- Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (тесты, интерактивные тесты, методические материалы, презентации)