Приветствую Вас, Гость

9.  Пропедевтический  курс  информатики  в  начальной  школе:  история  становления,  подходы  к формированию содержания обучения, учебно-методическое обеспечение. Методическая система пропедевтической подготовки младших школьников Матвеевой Н.В.

 

Пропедевтика - введение в науку, сокращенное систематическое изложение науки в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

 

В начальной школе существует немало возможностей для про­педевтики знаний о существенных связях и закономерностях в явлениях природы и общества. Значительная роль в этом отведена предмету «Окружающий мир». Вместе с тем, формирование пропедевтических представлений об информационной картине окружающего мира может быть осуществлено в процессе ознакомления учащихся с информатикой и ИКТ.

 

Согласно ГОС-2004 курс «Информатика и ИКТ» в начальной школе может быть двухкомпонентным. Теоретическая составля­ющая курса, к которой относятся вопросы овладения первона­чальными навыками сбора, представления и работы с информацией, выполнения простейших алгоритмов, а также аспекты тео­ретической (математической) информатики, может изучаться за счет компонента образовательного учреждения, а освоение ком­пьютера как инструмента для обработки информации и возможностей различных прикладных сред может быть встроено модулем в предмет «Технология».

 

Идеи раннего обучения информатике

Идеи раннего обучения информатике принадлежат Пейперту. Идеи основаны на теории развития детей французского психолога Ж.Пиаже, который отмечал, что в развитии ребёнка есть несколько периодов, в каждом из которых начинают формироваться и в последствии развиваться различные виды мышления. Дети младшего школьного возраста для постижения свойств объектов привлекают наглядно-образное мышление и конструирование объектов помогает им изучить их свойства.

Средством реализации этих идей стала высокоуровневая языковая система программирования LOGO. Виртуальное существо «черепаха» выступает исполнителем команд этого языка. Действия черепахи понятны детям младшего возраста. Черепаха может «вставать в исх.пол.», «ходить вперед и назад». «поворачиваться направо и налево на заданное число градусов», «поднимать и опускать хвост (перо)».

Язык программирования LOGO связан не только с построением графических объектов, но и обработкой текстовой информации, звуковой, а некоторые версии языка работают со списками. Среди систем программирования, основанных на этом языке, отметим две – LogoWriter (DOS) и ЛогоМиры (Win).

 

Основные разделы

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

- Информация и ее виды.

- Источники и приемники информации.

- Понятие «общение».

- Носители информации.

 

ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- Сбор и представление информации. 

- Преобразование информации.

- Обработка и использование информации.

 

ОБЪЕКТЫ И МОДЕЛИ

- Понятие «объект».

- Свойства объектов и принятие решения.

- Описание объектов и отношения между объектами.

- Понятие «модель». Информационный объект.

 

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ

- Понятие «алгоритм».

- Способы записи алгоритмов.

- Исполнитель алгоритма.

- Система команд исполнителя.

- Управление исполнителем.

- Выполнение алгоритма.

- Вспомогательный алгоритм.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

- Средства ИТ

- Текстовый редактор

- Графический редактор

- Музыкальный редактор

 

Интегративные  связи  информатики  и математики

ПОНЯТИЕ МНОЖЕСТВА

- Множество.

- Элемент множества.

- Сравнение множеств.

- Массив.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ

- Высказывание.

- Понятия «истина», «ложь».

- Операции НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ-ТО.

 

ГРАФЫ И СХЕМЫ

- Понятие «граф».

- Описание отношений.

- Ориентированный граф.

- Схема рассуждений.

 

УМК Матвеевой

Состав УМК:

- Учебники, 2-4 кл.

- Рабочие тетради (ч. 1, ч. 2), 2-4 кл.

-  Методические пособия для учителя, 2-4 кл.

-  Тетради контрольных работ, 3-4 кл. 

-  комплект плакатов «Введение в информатику» (12 плакатов).

-  Методическое пособие к комплекту плакатов.

 

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

-информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

- организация  информации  и  данных  (оглавление,  указатели,  каталоги,  записные  книжки  и другое).

 

Концепция Первина

В основе концепции, предложенной Ю.А. Первиным, лежит утверждение о возможности и необходимости формирования в сознании школьников как можно с более раннего возраста:

- Информационной картины мира (эта задача ставит информатику в ряд естественных наук);

- Компьютерной интуиции (знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности, умение использовать ЭВМ на практике только в тех случаях, когда это эффективно);

- Операционного стиля мышления (умение формализовать задачу, выделять  в ней логически самостоятельные части, определять взаимосвязь этих частей, проектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологии);

- Конструкторских навыков активного  творчества с использованием