6. Организация обучения информатике в школе: формы и методы обучения информатике. Характеристика методов продуктивного обучения информатике.
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
По степени самостоятельности и активности мышления школьников выделяют 2 группы методов: репродуктивные («Делай как я») и продуктивные («Делай сам»).
Метод складывается из отдельных элементов – методических приемов, которые могут быть использованы в различных методах.
Классификация методов:
По источникам знаний:
- словесные
- наглядные
- практические
По степени взаимодействия учителя с учениками:
- изложение
- беседа
- самостоятельная работа
По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемный
- исследовательский
По степени самостоятельности и активности школьника:
- репродуктивные
- продуктивные
К последним относят:
- проблемные изложения
- частично-поисковый
- исследовательский
- метод проектов
- метод ошибок
- метод портфолио
Проблемное изложение – направлено на освоение учащимися системы знаний, составляющих основу научных представлений об информации, инф. процессах, системах, технологиях и моделях, ориентировано на познание окружающей действительности. (Пример: требуется сформировать четкое понимание, что для компьютера текст – цепочка символов)
Частично–поисковый метод предполагает, что учащиеся самостоятельно решают сложную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Учитель привлекает школьников к выполнению отдельных этапов поиска. Применяется прием эвристических вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как?
(Пример: в результате обсуждения группы вопросов: кто изобрел компьютер? Что можно делать с помощью ПК? Зачем нужен монитор? И т.д. – учащиеся знакомятся с устройством аппаратного обеспечения ПК)
Метод ошибок предполагает предотвращение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, что способствует развитию познавательных интересов учащихся. (применяется в обучении основам алгоритмизации и программирования).
Исследовательский метод предусматривает творческое усвоение знаний учащимися: учитель вместе с учащимися формулирует проблему и оказывает им помощь при возникновении затруднений¸ а учащиеся разрешают проблему самостоятельно.
Метод проектов - специально организованная целенаправленна совместная деятельность учащихся. Под ним понимается такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают ЗУН в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий – проектов. Учебный проект – организованная определенным образом, целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практических заданий проекта.
Структура проекта:
• Формирование темы
• Постановка проблемы
• Анализ исходной ситуации
• Задачи решаемые в ходе выполнения проекта (организационные, учебные, мотивационные, этапы реализации проекта, критерии оценки)
Общие формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.
Основная организационная форма – урок
- Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности
- Годовой план
- Уроки взаимосвязаны
- Урок посвящен одному предмету
- Постоянное чередование уроков (расписание)
- Руководящая роль учителя
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.
Подласый приводит уточненный перечень главных типов уроков: 1) комбинированные (смешанные); 2) уроки усвоения новых знаний; 3) уроки формирования новых умений; 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений; 6) уроки практического применения знаний, умений.
Важнейшей особенностью курса «Информатика и ИКТ» является систематическая работа школьников на компьютере, вследствие чего уроки можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера: демонстрация (презентации), лабораторная работа (работа за компьютером), практикум (учащиеся получают индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (включая выполнение части задания вне уроков).
Прочие формы обучения: лекция (информационные, визуальные, лекции-консультации), урок-семинар, зачетный урок, дидактическая игра, домашняя самостоятельная работа.