Приветствую Вас, Гость

6.  Организация обучения информатике в школе: формы и методы обучения информатике. Характеристика методов продуктивного обучения информатике.

 

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

По степени самостоятельности и активности мышления школьников выделяют 2 группы методов: репродуктивные («Делай как я») и продуктивные («Делай сам»).

Метод складывается из отдельных элементов – методических приемов, которые могут быть использованы в различных методах.

 

Классификация методов:

По источникам знаний:

- словесные

- наглядные

- практические

По степени взаимодействия учителя с учениками:

- изложение

- беседа

- самостоятельная работа

По характеру познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- частично-поисковый

- проблемный

- исследовательский

По степени самостоятельности и активности школьника:

- репродуктивные

- продуктивные

К последним относят:

- проблемные изложения

- частично-поисковый

- исследовательский

- метод проектов

- метод ошибок

- метод портфолио

 

Проблемное изложение – направлено на освоение учащимися системы знаний, составляющих основу научных представлений об информации, инф. процессах, системах, технологиях и моделях, ориентировано на познание окружающей действительности. (Пример: требуется сформировать четкое понимание, что для компьютера текст – цепочка символов)

 

Частично–поисковый метод предполагает, что учащиеся самостоятельно решают сложную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Учитель привлекает школьников к выполнению отдельных этапов поиска. Применяется прием эвристических вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как?

(Пример: в результате обсуждения группы вопросов: кто изобрел компьютер? Что можно делать с помощью ПК? Зачем нужен монитор? И т.д. – учащиеся знакомятся с устройством аппаратного обеспечения ПК)

 

Метод ошибок предполагает предотвращение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, что способствует развитию познавательных интересов учащихся. (применяется в обучении основам алгоритмизации и программирования).

 

Исследовательский метод предусматривает творческое усвоение знаний учащимися: учитель вместе с учащимися формулирует проблему и оказывает им помощь при возникновении затруднений¸ а учащиеся разрешают проблему самостоятельно.

 

Метод проектов -  специально организованная целенаправленна совместная деятельность учащихся. Под ним понимается такой способ осуществления учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают ЗУН в ходе выбора, планирования и выполнения специальных практических заданий – проектов. Учебный проект – организованная определенным образом, целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практических заданий проекта.

Структура проекта:

•        Формирование темы

•        Постановка проблемы

•        Анализ исходной ситуации

•        Задачи решаемые в ходе выполнения проекта (организационные, учебные, мотивационные, этапы реализации проекта, критерии оценки)

Общие формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Основная организационная форма – урок

- Постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности

- Годовой план

- Уроки взаимосвязаны

- Урок посвящен одному предмету

- Постоянное чередование уроков (расписание)

- Руководящая роль учителя

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

 

Подласый приводит уточненный перечень главных типов уроков: 1) ком­бинированные (смешанные); 2) уроки усвоения новых знаний; 3) уроки формирования новых умений; 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции зна­ний, умений; 6) уроки практического применения знаний, уме­ний.

 

Важнейшей особенностью курса «Информатика и ИКТ» явля­ется систематическая работа школьников на компьютере, вслед­ствие чего уроки можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера: демонстрация (пре­зентации), лабораторная работа (работа за компьютером), практикум (учащи­еся получают индивидуальные задания для протяженной само­стоятельной работы (вклю­чая выполнение части задания вне уроков).

 

Прочие формы обучения: лекция (информационные, ви­зуальные, лекции-консультации), урок-семинар, зачетный урок, дидактическая игра, домашняя самостоятельная работа.