Приветствую Вас, Гость

5.  Документы и материалы, регламентирующие постановку школьного курса информатики в процессе ее становления и на современном этапе. Государственный образовательный стандарт по информатике и ИТ первого поколения (ФК ГОС-2004) и второго поколения (ФГОС): назначение, структура, характеристика основных компонентов. 

 

Нормативные документы стандартизации базового курса инфор­матики

Первый проект стандарта по информатике для средней школы, а также «Обязательный минимум» 1997 г. были структурированы по семи содержательным линиям:

1. Информация и информационные процессы.

2. Представление информации.

3. Компьютер.

4. Алгоритмы и исполнители.

5.  Формализация и моделирование.

6. Информационные технологии.

7. Компьютерные коммуникации.

В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X—XI кл. В основу его структуры были положены практически те же семь содержательных линий.

 

ГОС

Государственный образовательный стандарт  - нормы и требования, определяющие:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

- уровень подготовки выпускников образовательных учреждений

- основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

 

Основное назначение ГОС

Государственный образовательный стандарт должен обеспечивать:

- единство образовательного пространства РФ;

- преемственность основных образовательных программ  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Разработка и утверждение ГОС осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. ГОС утверждаются не реже одного раза в 10 лет.

 

ФК ГОС 2004

Структура обучения информатике и ИКТ:

- начальная школа  (3-4 класс): 

- основная школа  (8-9 класс):

- старшая школа (10-11 класс):

ФК ГОС структурирован:

- по ступеням общего образования:  начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

- внутри ступеней по предметам.

- Федеральный компонент среднего (полного) образования представлен на базовом и профильном уровне.

Структура ФК ГОС по предметам:

- Цели изучения учебного предмета;

- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- Требования к уровню подготовки выпускников.

 

Структура целей ФК ГОС-2004

Цели изучения информатики конкретизируются на каждой ступени обучения и сформулированы с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося:

- Освоение знаний

- Овладение умениями

- Развитие

- Воспитание

- Практическое применение приобретенных знаний и умений (выработка навыков, приобретение опыта)

 

Требования к уровню подготовки выпускников в ФК ГОС-2004

• Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума ФК ГОС, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования

• Требования задаются в деятельностной форме: в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны

- Знать

- Уметь

- Использовать в практической деятельности и повседневной жизни

• Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников.

 

Примерные программы основного общего образования ФК ГОС-2004

• составлены на основе ФК ГОС для всех ступеней обучения;

• в них конкретизировано содержание  ГОС;

• дано примерное распределение  учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета;

• определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования ИКТ-компетентности учащихся;

• материал, выделенный курсивом  в обязательном минимуме, в примерной программе введен без выделения курсивом;

• является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.

Структура примерных программ по информатике и ИКТ

Примерная программа включает три раздела:

– Пояснительная записка:

- Статус и структура документа;

- Общая характеристика учебного предмета и его место в учебном плане;

- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности;

- Результаты обучения (требования к уровню подготовки выпускников).

– Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и рекомендованной последовательностью изучения разделов и тем:

- Теория (раздел курса + количество часов);

- Практические работы (после перечня ДЕ);

- Практикумы (тема, перечень умений, перечень средств ИКТ – аппаратных

и программных).

 

Современный период преподавания информатики и ИКТ

- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования (второе поколение), 2008 г.

- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004г.

- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый  и профильный уровни), 2004г.

- Стандарт начального общего образования по технологии, 2004 г.,

- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г.

- Примерная программа основного общего образования и среднего

(полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый  и

профильный уровни) по информатике и ИКТ.

- Примерная программа начального общего образования по технологии.

- Федеральный перечень учебников 2011-2012.

 

ФГОС 2010

ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального/основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 

- ФГОС начального общего образования (2009г.)

- ФГОС основного общего образования (2010г.)

- ФГОС среднего (полного) общего образования (2012г.)

- Фундаментальное ядро содержания общего образования

- Примерные программы по учебным предметам (начальная школа)

- Примерная программа по информатике и ИКТ(7-9 классы)

- Базисный учебный план основного общего образования

 

Стандарт включает в себя требования:

• к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным)

• к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

• к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

 

Фундаментальное ядро содержания общего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Содержание фундаментального ядра содержания общего образования

• Базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях

• Основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

• Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные.

 

Примерные программы по учебным предметам

• Пояснительная записка

– Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования

– Цели изучения предмета в основной школе

– Место предмета в базисном учебном плане

– Результаты изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные)

– Особенности изучения предмета

• Основное содержание

• Примерное тематическое планирование

• Рекомендации по оснащению образовательного процесса.