5. Документы и материалы, регламентирующие постановку школьного курса информатики в процессе ее становления и на современном этапе. Государственный образовательный стандарт по информатике и ИТ первого поколения (ФК ГОС-2004) и второго поколения (ФГОС): назначение, структура, характеристика основных компонентов.
Нормативные документы стандартизации базового курса информатики
Первый проект стандарта по информатике для средней школы, а также «Обязательный минимум» 1997 г. были структурированы по семи содержательным линиям:
1. Информация и информационные процессы.
2. Представление информации.
3. Компьютер.
4. Алгоритмы и исполнители.
5. Формализация и моделирование.
6. Информационные технологии.
7. Компьютерные коммуникации.
В 1999 г. был опубликован обязательный минимум содержания образования по информатике для X—XI кл. В основу его структуры были положены практически те же семь содержательных линий.
ГОС
Государственный образовательный стандарт - нормы и требования, определяющие:
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
- уровень подготовки выпускников образовательных учреждений
- основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Основное назначение ГОС
Государственный образовательный стандарт должен обеспечивать:
- единство образовательного пространства РФ;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Разработка и утверждение ГОС осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. ГОС утверждаются не реже одного раза в 10 лет.
ФК ГОС 2004
Структура обучения информатике и ИКТ:
- начальная школа (3-4 класс):
- основная школа (8-9 класс):
- старшая школа (10-11 класс):
ФК ГОС структурирован:
- по ступеням общего образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
- внутри ступеней по предметам.
- Федеральный компонент среднего (полного) образования представлен на базовом и профильном уровне.
Структура ФК ГОС по предметам:
- Цели изучения учебного предмета;
- Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
- Требования к уровню подготовки выпускников.
Структура целей ФК ГОС-2004
Цели изучения информатики конкретизируются на каждой ступени обучения и сформулированы с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося:
- Освоение знаний
- Овладение умениями
- Развитие
- Воспитание
- Практическое применение приобретенных знаний и умений (выработка навыков, приобретение опыта)
Требования к уровню подготовки выпускников в ФК ГОС-2004
• Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума ФК ГОС, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования
• Требования задаются в деятельностной форме: в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны
- Знать
- Уметь
- Использовать в практической деятельности и повседневной жизни
• Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников.
Примерные программы основного общего образования ФК ГОС-2004
• составлены на основе ФК ГОС для всех ступеней обучения;
• в них конкретизировано содержание ГОС;
• дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета;
• определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования ИКТ-компетентности учащихся;
• материал, выделенный курсивом в обязательном минимуме, в примерной программе введен без выделения курсивом;
• является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.
Структура примерных программ по информатике и ИКТ
Примерная программа включает три раздела:
– Пояснительная записка:
- Статус и структура документа;
- Общая характеристика учебного предмета и его место в учебном плане;
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности;
- Результаты обучения (требования к уровню подготовки выпускников).
– Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и рекомендованной последовательностью изучения разделов и тем:
- Теория (раздел курса + количество часов);
- Практические работы (после перечня ДЕ);
- Практикумы (тема, перечень умений, перечень средств ИКТ – аппаратных
и программных).
Современный период преподавания информатики и ИКТ
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования (второе поколение), 2008 г.
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ, 2004г.
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый и профильный уровни), 2004г.
- Стандарт начального общего образования по технологии, 2004 г.,
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования, 2004 г.
- Примерная программа основного общего образования и среднего
(полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый и
профильный уровни) по информатике и ИКТ.
- Примерная программа начального общего образования по технологии.
- Федеральный перечень учебников 2011-2012.
ФГОС 2010
ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального/основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- ФГОС начального общего образования (2009г.)
- ФГОС основного общего образования (2010г.)
- ФГОС среднего (полного) общего образования (2012г.)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
- Примерные программы по учебным предметам (начальная школа)
- Примерная программа по информатике и ИКТ(7-9 классы)
- Базисный учебный план основного общего образования
Стандарт включает в себя требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным)
• к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Содержание фундаментального ядра содержания общего образования
• Базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях
• Основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
• Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Примерные программы по учебным предметам
• Пояснительная записка
– Вклад учебного предмета в достижение целей общего образования
– Цели изучения предмета в основной школе
– Место предмета в базисном учебном плане
– Результаты изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные)
– Особенности изучения предмета
• Основное содержание
• Примерное тематическое планирование
• Рекомендации по оснащению образовательного процесса.