Приветствую Вас, Гость

4. Общедидактические и специфические принципы формирования содержания образования  учащихся в области информатики. Структура и содержание первых отечественных программ учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

 

Содержание образования - это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека. Ведущим видом деятельности является при этом обучение.

 

Основные принципы формирования содержания образования (Лихачев)

• общеобразовательный характер учебного материала;

• гражданская и гуманистическая направленность содержания;

• связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

• основообразующий и системообразующий характер учебного материала;

• интегративность изучаемых курсов;

• гуманитарно-этическая направленность содержания образования;

• развивающий характер учебного материала;

• взаимосвязанность и взаимообусловленность учебных предметов;

• эстетические аспекты содержания образования.

Применяя указанные выше принципы к отбору содержания школьного курса информатики, обратим внимание на две группы основных факторов, традиционно находящихся в диалектическом противоречии.

1. Научность и практичность.

2. Доступность и общеобразовательность.

Таким образом, школьный курс информатики, с одной стороны, должен быть современным, отвечать все усложняющимся требованиям науки и практики, а с другой - быть элементарным и доступным для изучения. Совмещение этих двух требований как раз и является наиболее сложной методической задачей.

 

Специфические для информатики принципы обучения:

- принцип дидактической спирали,

- принцип интерактивного диалога,

- принцип межпредметных связей.

 

Первая учебная  программа курса ОИВТ (программа безмашинного варианта)

В основу разработки первой программы школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ.

 

Содержание обучения складывалось на основе фундаментальных компонентов алгоритмической культуры и далее компьютерной грамотности учащихся и определялось через задачи нового школьного курса следующим образом:

- систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы;

- овладение основными умениями алгоритмизации;

- формирование представлений о возможности автоматизации выполнения алгоритма;

- усиление прикладной и политехнической направленности алгоритмической линии, заключающееся в конкретной реализации алгоритмов решения задач с помощью ЭВМ;

- ознакомление с основами современной вычислительной техники на примере рассмотрения общих принципов работы микрокомпьютера;

- формирование представления об этапах решения задачи на ЭВМ;

- ознакомление с основными сферами применения вычислительной техники, ее ролью в развитии общества.

 

Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы (IX и X кл.).

В IX кл. на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю): введение 2 ч; алгоритмы, алгоритмический язык 6 ч; алгоритмы работы с величинами 10 ч; построение алгоритмов для решения задач 16 ч.

В X кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса дифференцировались на два варианта - полный и краткий: полный курс (68 ч) - для школ, располагающих вычислительными машинами; краткий курс (34 ч) - для школ, не имеющих такой возможности.

Теоретическая часть курса для X кл. - единая для обоих вариантов, отличие только в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач. Темы Х кл.: принципы устр и работы ЭВМ 12 ч; знакомство с программирование 16 ч; роль ЭВМ в совр обществе 2ч; экскурсии на вычисл центр 4ч.

Отличительная особенность первой программы – специально разработанный А.П.Ершовым учебный алгоритмический язык (особенности: русская (или национальная) лексика; структурность; независимость от ЭВМ.)

 

Вторая  учебная  программа  школьного  курса  информатики (программа машинного варианта)

Структура обучения – 9 и 10 классы

Содержание обучения:

1. Введение — 2 ч.

2. Первоначальное знакомство с ЭВМ — 8ч.

3. Основы алгоритмизации — 26 ч.

4. Основы вычислительной техники — 12 ч.

5. Основы программирования — 20 ч.

6. Решение задач на ЭВМ — 28 ч.

7. ЭВМ в обществе — 6ч.

 

Перечень ПО для реализации второй учебной программы

1. Базовое программное обеспечение школьной ЭВМ (операционная система, файловая система, текстовый редактор).

2. Языковая система программирования с библиотекой стандартных программ и системой отладки.

3. Клавиатурный тренажер.

4. Простой редактор текстов.

5. Простой графический редактор.

6. Учебный интерпретатор алгоритмического языка.

7. Учебная база данных.

8. Учебная система обработки электронных таблиц.

9. Демонстрационный пакет для предварительного знакомства с ЭВМ.

10. Семейство исполнителей с заданной системой команд и фиксированной обстановкой.

11. Библиотека вспомогательных алгоритмов.

12. Пакет программ, моделирующих работу ЭВМ и ее устройств.

13. Пакет моделирующих программ по темам из школьных курсов математики и физики.

14. Программная модель типовых структур данных.

15. Учебный пакет автоматического решения задач.

16. Пакет программ управления учебным роботом.

17. Демонстрационный пакет по применению ЭВМ.

 

Учебники ОИВТ

Учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.Л. Каймина,  ставит целью обучения информатике решение  триединой задачи: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».

Учебник Л.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Р.Л. Свореня - основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашает развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса - алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности - составление и анализ алгоритмов.

Третий учебник ОИВТ подготовлен авторским коллективом всоставе А.Г. Гейна, В.Т. Житомирского, П.В. Линецкого, М.В.Сапира, В.Ф. Шолоховича. Курс носил явно выраженнуюприкладную направленность, давал учащимся представления отехнологической цепочке решения на ЭВМ практической задачи:постановка задачи - построение математической модели - построение алгоритма — составление программы для ЭВМ — решение (численный эксперимент).