3. Изменение взглядов на цели и задачи школьного курса информатики. Общие и конкретные цели курса информатики на современном этапе. ИКТ-компетентность учащихся.
Стратегическая цель введения ОИВТ: Всестороннее и глубокое овладение молодежью вычислительной техникой, как важный фактор ускорения научно-технического прогресса в стране.
Объяснением этому служило наметившееся к тому времени широкое распространение персональных ЭВМ в различных сферах деятельности людей.
Основная цель курса состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники.
Компьютерная грамотность
В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике в средних учебных заведениях в первой программе курса ОИВТ была объявлена компьютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета «ОИВТ».
Компоненты КГ:
- понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ;
- основы программирования на одном из языков программирования;
- практические навыки обращения с ЭВМ;
- принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;
- применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.
Наполнение понятия КГ:
1. Умение «общаться» с компьютером.
2. Составление простейших программ для компьютера.
3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.
а) структура ПК и функции его основных устройств;
б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера.
4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.
Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности может быть обозначена совокупностью четырех слов: общение, программирование, устройство, применение.
Информационная культура учащихся
Год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики в школе не могут жестко ограничиваться рамками КГ.
Информационная культура учащихся:
- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;
- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования;
- знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
- понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков высокого уровня;
- навыки квалифицированного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов, лежащих в основе их функционирования;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.
Цели
Цели школьного курса информатики и ИКТ можно сгруппировать в три основные общие цели, которые ставятся перед системой общего школьного образования: образовательная, практическая и воспитательная.
Образовательная и развивающая цель обучения информатике - дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики. Необходимо вооружить учащихся базовыми умениями и навыками для прочного усвоения этих знаний.
Практическая цель - предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности.
Воспитательная цель реализуется мировоззренческим воздействием на ученика путем осознания им значения вычислительной техники и информационных технологий для развития цивилизации и общества.
Общие цели школьного образования в области информатики, как триада основных целей, остающихся по своей общедидактической сути весьма расплывчатыми при наложении на реальную учебную сферу трансформируются в конкретные цели обучения.
ИКТ-компетентность учащихся
На рубеже веков в отечественной педагогике в противовес знаниевому подходу стал широко использоваться компетентностный подход к формированию целей и содержания образования.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Применительно к информатическому образованию компетентностный подход к формированию целей образования проявился уже на первой стадии корректировки целей школьного курса ОИВТ.
Расширенному содержанию понятия КГ было дано название «информационная культура учащихся». Это понятие стало получать самое разное толкование, нередко выводящее это понятие за рамки канонических целей школьного информатического образования.
Претендуя согласно своему складывающемуся статусу на свободное место между начальной грамотностью и культурой, новое «компетентностное» толкование цели позиционирует себя в центре триады: КГ ⟶ компьютерная компетентность ⟶ информационная культура.
В целях наиболее точного и полного отождествления с сутью компьютерную компетентность стали называть информационно-коммуникационной компетентностью, или сокращенно ИКТ-компетентностью.
Перечень компетенций, составленный в РАО под рук. А.А.Кузнецова
- «компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности:
- Понимание роли информации в жизни индивида и жизнедеятельноти общества;
- Знание основных трактовок феномена информации и их влияния на формирования современной картины мира;
- Умение учитывать закономерности протекания информационных процессов в своей деятельности;
- Владение навыками анализа и оценки информации с позиции ее свойств, практической и личностной значимости;
- Компетенция в сфере познавательной деятельности:
- Понимание сущности информационного подхода при исследовании объектов различной природы;
- Знание основных этапов системно-информационного анализа;
- Владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей;
- Сформированность определенного уровня системно-аналитического, логико-комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
- Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- Компетенция в сфере коммуникативной деятельности:
- Отношение к языкам как к средству коммуникации;
- Понимание особенностей использования формальных языков;
- Знание современных средств коммуникации и важнейших характеристик каналов связи;
- Владение основными средствами телекоммуникаций;
- Знание этических норм общения и основных положений правовой информатики;
- Технологическая компетенция:
- Понимание сущности технологического подхода к организации деятельности;
- Знание особенностей автоматизированных технологий информационной деятельности;
- Умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи;
- Владение навыками выполнения унифицированных операций, составляющих основу различных информационных технологий;
- Компетенция в области техникознания:
- Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированной обработки информации;
- Знание отличий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов;
- Умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
- Компетенция в сфере социальной деятельности и приемственности поколений:
- Понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов;
- Готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
- Уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.»