2. История обучения информатике в школе: предпосылки введения и основные этапы становления. Формирование концепции непрерывного обучения информатике в средней школе.
Предпосылки введения предмета ОИВТ
- 1950-е годы: в научно-исследовательских учреждениях и крупных вузовских центрах стали возникать группы учащихся по изучению начал программирования (А.П. Ершов и его сотрудники).
- Начало 1960-х – специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном (С.И. Шварцбурд).
- Конец 1960-х: подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ. Экспериментальное обучение учащихся элементам кибернетики (Леднев, Кузнецов). Министерство образования рекомендует разработанную авторами программу факультативного курса «Основы кибернетики».
- 1970-е: специализация на базе межшкольных УПК.
- 1982: Решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс школы.
- 1984: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
- 1985: разработка программы предмета ОИВТ.
Этапы становления
Этап 1.
В 1985/86 учебном году для обучения старшеклассников был введен обязательный учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Для этого в сжатые сроки под руководством Ершова были подготовлены программа, пробное учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителей, проведена интенсивная курсовая подготовка педагогов, в основном учителей математики и физики.
Этот этап, длившийся с 1985 г. до конца 80-х гг. прошлого века, характеризуется реализацией в школах практически буквально трактуемого тезиса Ершова «Программирование — вторая грамотность».
Вслед за первым учебником Ершова коллективами авторов под руководством Гейна, Каймина и Кушниренко были выпущенные три альтернативных учебника ОИВТ, в которых основной акцент также делался на обучении основам алгоритмизации и программирования.
Этап 2.
Новый этап становления информатики, относящийся к первой половине 90-х гг., связан с понятием «компьютерная грамотность школьника». В этом случае содержание обучения информатике компоновалось с учетом нацеленности на формирование у школьников представления о возможностях применения компьютера и умений взаимодействовать с ним при решении задач из различных предметных областей; представлений о принципах работы компьютера и умений составлять несложные компьютерные программы.
В базисном учебном плане (БУП-1993) школьная информатика сменила свое название с ОИВТ на «Информатику». В этот период школы страны начинают оснащаться компьютерами и программными средствами.
Характерная для того времени поверхностная трактовка авторами учебников своих представлений о предмете, избыточность и вседозволенность «авторских» программ, привели к тому, что цели, состав и содержание базовых понятий курса стали пониматься произвольно, кроме того, материально-техническая база в стране была недостаточно развита.
Это привело к смещению акцента в содержании школьной информатики с обучения программированию на обучение информационным технологиям, что привело к дальнейшему вытеснению фундаментальных основ информатики и замены их прикладными аспектами оперирования с компьютерами и программным обеспечением.
В дальнейшем началось исключение информатики из учебных планов образовательных учреждений за счет интеграции информатики с математикой, а также включение ее в образовательную область «Технология».
Для ученых-педагогов становится очевидным, что эксплуатация только идей алгоритмизации и программирования, а также «погружение» в область информационных технологий являются малоперспективными.
Необходимо было переосмыслить общеобразовательную роль школьной информатики как части фундаментального образования.
Этап 3.
Вторая половина 1990-х гг. связана с возвратом к фундаментальным основам школьной информатики.
В официальных документах того времени отмечалась необходимость усиления внимания к общеобразовательным функциям информатики.
Вследствие этого устанавливался переход от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к овладению школьниками фундаментальными основами информатики и формированию у них информационной культуры. Под информационной культурой понималось обладание общим представлением об информационных процессах в окружающем мире, об источниках информации, о морально-этических и юридических нормах работы с информацией, а также наличие у человека ценностной ориентации.
В 1995 г. был опубликован "Обязательный минимум содержания образования по информатике", в котором были определены содержательно-методические линии общеобразовательного курса информатики: информационные процессы и представление информации, компьютер и программное обеспечение, алгоритмы и программирование, основы формализации и моделирование, информационные технологии.
Эти линии должны были являться организующими стержнями содержания образовательной области информатики, концентрами, вокруг которых необходимо выстраивать обучение. Это положительно сказалось на усилении фундаментальной значимости школьной информатики и, как следствие, на фундаментализации обучения этому учебному предмету.
Была предложена структура образовательной области «Информатика» для системы образования, состоящая из следующих предметных областей: теоретическая информатика, средства информатизации (программные и технические), информационные технологии и социальная информатика.
Этап 4.
К данному этапу следует отнести и принятие официального решения о трехэтапной структуре непрерывного курса информатики, выделяющей пропедевтический, базовый и профильный курсы. Под руководством Кузнецова был разработан проект федерального компонента стандарта по информатике. В основу разработки стандарта были положены такие подходы, как учет трехэтапной структуры непрерывного обучения информатике, включение в содержание экспериментально проверенного учебного материала, усиление фундаментальных основ и общеобразовательной значимости предмета, а также невозможность его сведения ни к математике, ни к технологии.
Этап 5.
С конца 90-х гг., выходят новые учебники и учебные пособия по информатике и информационным технологиям (Макаровой, Семакина), которые были ориентированы на общеобразовательные и фундаментальные аспекты школьной информатики и создавались в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образования по информатике».
ФК ГОС 2004
В 2004 г. в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» был утвержден ФК государственных стандартов общего образования, в том числе и по «Информатике и ИКТ», а также федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. Эти нормативные документы определили дальнейшее развитие школьной информатики в нашей стране как общеобразовательной учебной дисциплины.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в федеральном базисном учебном плане, а значит, обязателен к изучению в 3—4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология» и как самостоятельный учебный предмет 8—9 классах по одному и двум часам в неделю соответственно. В 10—11 классах, в зависимости от выбранного профиля, «Информатика и ИКТ» может изучаться на базовом либо профильном уровне, а также в виде элективных курсов. Кроме того, количество учебных часов, предназначенных для изучения информатики, может быть увеличено за счет регионального и школьного компонентов.
ФГОС 2010
ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального/основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
• ФГОС начального общего образования (2009г.)
• ФГОС основного общего образования (2010г.)
• ФГОС среднего (полного) общего образования (2012г.)
• Фундаментальное ядро содержания общего образования
• Примерные программы по учебным предметам (начальная школа)
• Примерная программа по информатике и ИКТ (7-9 классы)
• Базисный учебный план основного общего образования.