9мет. Учебно-методическое обеспечение школьного курса инфо в процессе ее становления и на современном этапе.
Первый учебник по школьному курсу информатики «ОИВТ» разработали академики Ершов и Монахов. К концу 80-х – началу 90-х гг XX в. появились учебники : Кушниренко, Гейн, Каймин и др.
К учебнику Кушниренко в 1992 г. издано методическое пособие для учителя «Изучение ОИВТ» (Авербух и др.). К началу 1993/94 учебного было выпущено руководство для учителей, работающих по учебнику Гейна «Преподавание курса «ОИВТ» в средней школе» (Гейн,Шолохович). КуМир – система программирования, полностью соответствует учебнику «ОИВТ» (Кушниренко) и методическому пособию «Изучение ОИВТ» (Авербух).
Для преподавания информатики в школе на всех уровнях минимум образования РФ в 90-х гг. разработаны, утверждены следующие программы:
1) Программа курса информатики для начальной общеобразовательной школы, основанная на «РОБОТЛАНДИЯ» (Гольцман/Первин). Цель - развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, освоение компьютера как инструмента деятельности;
2) Программа курса информатики 8–9 класс средних школ (Гейн). Цель: решение жизненных задач с помощью ЭВМ;
3)Программа курса информатики для общеобразовательных школ и классов с углубленным изучением математики (Каймин/Завальский). Рассчитана на 8–9 и 10–11 классы. Цель: развитие у учащихся информационной культуры, привитие элементов логического мышления. Пролог;
4) Программа курса для классов с углубленным изучением информатики (Гейн, Сенокосов). Курс рассчитан на 8-9 и 10-11. Цель: знакомство учащихся с отраслью общественного производства, а также приобретение необходимых трудовых навыков в создании ПО;
5) Программа факультативного курса информатики (Григас). Цель: научить составлять алгоритмы, писать программы и выполнять их на компьютере;
6) Программа факультативного курса информатики (Федотов), включает 8 независимых факультативов по различным предметам.
Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики.
Все учебные материалы сегодня условно можно разделить на две большие группы:
1) «внешние» - утверждены или рекомендованы Министерством образования
2)«внутренние» - авторские учебно-методические пособия, которые создаются самими преподавателями для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности. Они создаются с учетом требований Госстандарта и являются наиболее адаптированными к специфике работы самого учителя в данном учебном учреждении.
Базовое ПО составляют: ОС, офисный пакет, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.
Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:
1) поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);
2) формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.
УМК «Информатика и ИКТ», 2-4 классы, автор Н.В. Матвеева и др. Бином, лаборатория знаний 09г
Состав УМК:
Учебник «Информатика и ИКТ», рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), методическое пособие для учителя, 2 класс
Учебник «Информатика и ИКТ», рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), тетрадь контрольных работ, методическое пособие для учителя, 3 класс
Учебник «Информатика и ИКТ», рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), тетрадь контрольных работ, методическое пособие для учителя, 4 класс
«Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов), методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
УМК «Информатика и ИКТ», 3 - 4 класс, автор Плаксин М.А. и др.
Учебник для 3 класса «Информатика и ИКТ», включённый в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, является частью УМК для 3–4 классов.
Состав УМК:
учебник для 3 класса и 4 класса
рабочие тетради к компьютерному практикуму, 3 и 4 классы;
электронное приложение к рабочим тетрадям на компакт-диске c шаблонами обучающих заданий из текста параграфа и заданий из рабочей тетради, в двух частях (для 3 и 4 класса);
методическое пособие к УМК
дополнительное учебное пособие «Интеллектуальный практикум» в двух частях для решения исследовательских задач:
«Задачник в картинках»;
«Задачник-тренажер».
УМК по "Информатике" для 5-9 классов Л.Л. Босовой.
Информатика: учебник, рабочая тетрадь для 5 класса, тетрадь содержит систему заданий разного уровня сложности в виде рисунков, схем, таблиц, кроссвордов на воспроизведение и практическое применение изучаемого материала, в том числе заданий творческого характера.
Информатика: учебник, рабочая тетрадь для 6, 7, 8, 9 класса
УМК по "Информатике" для 5-7 классов Л.Л. Босовой.
Информатика и ИКТ: учебник, рабочая тетрадь для 5, 6, 7 класса
Занимательные задачи по информатике
комплект плакатов и методическое пособие, методическое пособие
учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов
поурочные разработки для 5, 6, 7 класса : методическое пособие
УМК по "Информатике" для 8-9 классов Л.Л. Босовой.
Информатика и ИКТ: учебник, рабочая тетрадь для 8 класса
учебник в 2 ч., рабочая тетрадь для 9 класса
практикум
Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов, методическое пособие для учителя
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 и 9 класса
УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович, бином, лаборатория знаний,09г
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ», 8 и 9 класс
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
«Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов, методические рекомендации по использованию плакатов
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10 и 11 кл
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
«Исследование информационных моделей. Элективный курс», учебное пособие и ЭОР на Компакт-диске
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (профильный уровень), автор Н.Д. Угринович
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс и 11 класс
Практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы
Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, СС и коммуникационных технологий.
УМК «Информатика и ИКТ», 8-9 классы, основная школа , автор И.Г. Семакин и др. бином, лаборатория знаний, 09г
учебник «Информатика и ИКТ», 8 и 9 класс
Задачник – практикум «Информатика и ИКТ» в двух томах, 8-11классы Цель задачника - научить моделированию.
Методическое пособие для учителя «Преподавание базового курса информатики в средней школе»
Комплект плакатов, методическое пособие к комплекту плакатов, основная школа
Особое внимание : информационные системы, БД, математическое моделирование.
УМК «Информатика и ИКТ», 10-11 классы, старшая школа (базовый уровень), автор И.Г. Семакин и др.
Состав УМК:
учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы
практикум «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», 10-11 классы
задачник – практикум «Информатика» в двух томах, 8-11классы
Методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие», 10-11 кл
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационнные системы и модели. Элективный курс», учебное пособие, практикум, «Информационные системы и модели. Элективный курс», методическое пособие
Особое внимание уделяется: системологии, социальная информатика и информационные ресурсы. Отдельным разделом в учебнике представлен компьютерный практикум.
Ракитина/Бешенков И.Систематич-й курс 10 кл. информатика рассматривается как существенный элемент гуманитарной культуры чела. Учебник развивает и углубляет основные положения базового курса.
И.Кузьмина/Бешенков И Систематич-й курс. 11 кл. Учебник предназначен для изучения И. в старших Кл-х гуманитарного профиля.