Приветствую Вас, Гость

7мет. Современный урок информатики: особенности  и структура урока информатики. Типология уроков информатики по дидактическим целям и по характеру использования ПК. Примеры структуры уроков информатики разных типов.

Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (дея-

тельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически

применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов). Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структура урока — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие(М.И. Махмутов).

Урок изучения нового материала. Необходимость в нём возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершённый учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.Структура урока: а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени, организация самостоятельной работы учащихся с компьютером, учебником, книгой, справочной литературой; в) закрепление - диагностика прочности знаний путём наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. п.; д) подведение итогов урока. Урок закрепления. Завершение изучения целой темы требует проведение особого типа урока, посвящённого закреплению знаний, отработке умений и навыков в специальных упражнениях.Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных видов и сложности, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного материала и выработки умений и навыков; в) демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок; г) краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путём общего введения в новую тему.

Уроки обобщения и повторения посвящаются обобщающему повторению, органично соединённому с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, в которое входят собеседование, дискуссия, выступления учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; в) подведение итогов и постановка перспектив получения новых знаний.

Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках.Структура урока изучения нового материала: 

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при вы-

сокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами,

смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения,

частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные

промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе

и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для

приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регуляр-

ная оценка результатов запоминания и применения. 

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1. Оргмомент.

2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.

7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Задание на дом.

11. Итог урока.