6мет. Методическая система обучения инфо. Методическая компетентность учителя инфо.
Методическая система обучения в первую очередь характеризуется основными методическими принципами: кого учить?, как учить?. Один из ведущих авторских коллективов А.Г. Семакин и Шейна формулируют следующие основные методические принципы обучения:
- Информация – это базовое понятие курса, учитель не должен выпускать это из виду при изложении любой темы. Каждый раздел – это разговор об информации и информационных процессах (Компьютер – универсальное устройство работы с информацией);
- Принцип системности
В процессе обучения у учеников строятся взаимосвязи системы знаний. Логика курса должны просматриваться как в его структуре, так и в содержании конкретных его разделов. Учащиеся должны понять необходимость каждого раздела, его значимость в общей структуре обучения;
- Принцип параллельности фундаментальной и прагматической составляющей. Эти составляющие должны идти параллельно. В различных разделах их соотношение разное.
- Принцип исполнителя.
Во всех темах, которые касаются приложений, должен учитываться принцип исполнителя, т.к. должна проводиться методическая концепция: компьютер + прикладное ПО = исполнитель. Здесь можно говорить об архитектуре исполнителя: среда, система команд исполнителя.
- Принцип освоения методики самообучения.
Информатика и компьютерные технологии быстро развивающиеся области. Человеку, работающему с компьютером постоянно приходиться обучаться. Методическая последовательность должна быть такой, чтобы давать схему самообразования в этом предмете, приучать учащихся к должному использованию справочного материала.
- Принцип историзма, т.е. изучение дисциплины в контексте развития общества.
К основным формам обучения в педагогике относят: урок, внеурочную работу, внеклассная работа. Каждая форма характеризуется местом проведения занятия и временем проведения, контингентом учащихся (постоянная или временная). Урок входит в систему уроков по теме и вносит определенный вклад в достижение цели этой темы.
Перед постановкой темы и курса в целом, чтобы поставить цели обучения темы и спланировать тему, учитель проводит логико – дидактический анализ темы. Логико – дидактический анализ темы курса информатики и ИКТ сходен с логико – дидактическим анализом темы по математике, но только включается анализ ПО, поддерживающие тему, начиная с операционной системы.
В информатике и ИКТ в отличие от уроков по другим дисциплинам, учащиеся работают с компьютером, который является объектом изучения и средством изучения. В основном в информатике проводятся уроки комбинированного типа, вначале урока (первой части) предъявляется новый теоретический материал, а вторая часть урока посвящена творческой работе. Основные положения, связанные с формами и методами деятельности на уроке, которые отмечает один из ведущих методистов в курсе информатики и ИКТ Боссова Л.Л. В обучении информатики и ИКТ применяют специфические и общие методы, связанные с применением средств ИКТ:
1).словесные методы;
2).наглядные методы (наблюдение, иллюстрация);
3).практические методы (устные и письменные упр);
4).проблемное обучение;
5).метод проектов;
6).ролевой метод
Проблемное обучение считается наиболее эффективным способом организации и активизации познавательной деятельности учащихся.
Виды уроков по информатике.
Уроки можно классифицировать по различным признакам: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения по способам организации учебной деятельности и др. Наиболее часто классификация по дидактическим целям, потому что она является определяющей для построения всего урока. По дидактическим целям уроки подразделяются на следующие типы:
• урок изучения нового материала;
• урок формирования умений и навыков;
• урок обобщения и систематизации знаний;
• урок практического применения знаний;
• урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
• комбинированный урок.
Воспользоваться одним персональным компьютером и проектором в учебном классе целесообразней всего в следующих ситуациях:
• не предусмотрена самостоятельная работа учащихся;
• предусмотрены компьютерные демонстрации для иллюстрации изучаемого материала;
• предусмотрены представления результатов проектной деятельности.
При организации компьютерных лабораторно-практических занятий, самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся необходим доступ в компьютерный класс. Работу в таком классе с большой группой ребят лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10-15 минут. Правила работы, задания, которые учащиеся будут выполнять, необходимо разъяснить до того, как они сели за компьютеры.
При подготовке к уроку в компьютерном классе перед учителем стоят следующие задачи:
1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
2. Составление выборки из программного продукта.
Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, которые будут использоваться на данном уроке.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ. 1)проводится детальный анализ электронных ресурсов с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
2) учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам - 10 минут, учащимся 2 - 5 классов не более 15 минут, 6 - 7 кл - 20 минут, 8-9 кл - 25 минут. Учащиеся 10, 11 кл на первом уроке - 30 минут, на втором уроке 20 минут.
Комбинированный урок. Уроки этого типа наиболее распространены, что обусловлено возможностью более гибко планировать его структуру, учитывать изменение работоспособности учащихся в ходе урока, решать нескольких дидактических задач. Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе даже опытному учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их закрепление. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако, доминирует какая либо одна дидактическая задача.
Учитель информатики — это специалист-педагог не только владеющий знаниями школьного курса информатики и эффективными методиками преподавания всего курса информатики, но и хорошо осведомленный с вопросами из смежных с педагогикой областей. Компетентность учителя может состояться только при условии освоения и развития профессионально значимых ценностей педагогического труда. С целью обоснования дидактико-методической компетентности как целостной системы были выделены структурные компоненты данной компетентности. Выделяя когнитивный компонент, формируют у педагога систему профессиональных знаний, необходимых учителю для эффективного осуществления педагогического процесса. Когнитивный компонент предполагает знание: сущности понятия «педагогическая компетентность»; технологии об инновационных процессах; о закономерностях проектирования и организации учебно- воспитательного процесса; технологии решения учебно-педагогических задач; норм педагогического общения и поведения.
Профессиональная компетентность педагога представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической и предметной областях знаний и готовности к профессиональной деятельности, проявляющейся в ее результатах и качестве.
Профессиональная компетентность включает склонность заниматься учебной практикой, увлеченность профессиональной деятельностью, общительность, желание работать с людьми.