5мет. Документы и материалы, регламентирующие постановку школьного курса инфов процессе её становления.
5 марта 2004 года приказом мин. обр. и науки РФ был принят стандарт основного общего и полного образования. Он предусматривает обучение инфор. и ИКТ в нач. школе в 3-4 классах отдельным модулем к дисциплине «технология». Базовый курс инф-ки по стандарту изучается с 8 по 11 кл. имеется стандарт и профильного обучения. Стандарт поддерживает базисным учебным планом. Оба документа вступили в действие с 2005/06 уч. г.
Основные цели обучения для основного общего образования в стандарте поставлены так:
– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
– овладение умениями работы с различными видами информации с помощью компьютера и др. средств ИКТ;
– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
– воспитание ответственного отношения к информации с учетом этических и правовых норм её распространения; избирательное отношение к полученной информации;
–выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессии, востребованной на рынке труда.
По материалам стандарта образования в среднем полном образовании также выделены 5 целей обучения инф-ки и икт:
1)общее освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Роль инфор-ных процессов в обществе, в биологии и тех-ких сис-х.
2)овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя икт, в том числе и при изучении др школных дисциплин.
3)развитие познавательных процессов
4)воспитание ответственного отношения
5)преобразования опыта использования икт в индив-й, коллективной учебной деятельности.
Содержание образования регламентируется той частью стандарта, который называется обязательный стандартный минимум содержания основных образовательных программ. В основной школе выделяется два основных раздела:
1)информационные процессы
2)информационные технологии
В 10-11 кл выделен один раздел «базовые понятия информатики и икт»
Усвоение знаний регламентируется разделом стандарта – требования к уровню подготовки, сформированный в терминах знать, понимать, уметь и использовать приобретенное знание.
Кроме стандарта образования важным документом, регламентирующим содержание образования, являются примерные программы, рекомендованные МинОбр науки РФ. Они идут как приложение к стандарту.
В сборнике программ издательства «Бином» «Программы для общеобразовательных учебных заведений. Информатика 2-11 классы» за 2006 и 2008гг. опубликованы программы пропедевтического курса информатики, в частности Матвеева Н. В., Босова Л. Л. программы для 5-6; программы базового курса основной школы авторов Угринович Н. Д. и Семакин Н. Г. И др.; дл старшей школы – Угринович Н. Д.; Гейн А. Д. и др; Бешенков и др. Содержит сборник и ряд программ профильного обучения информатике (инфор-ка и ИКТ является профильным предметом для обучающихся по 2-м профилям – информационно-технологический и физико-математический, 4 ч в неделю для обуч-ся по баз и проф уровню), программы факультативных занятий и элективных курсов. К этим программам разработаны соответствующие учебно-методические комплексы, которые содержат кроме учебных пособий для детей и методические рекомендации для учителя и электронно-цифровой материал.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ:
Информация и информационные процессы
Представление информации. Передача; Обработка информации. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Информационные процессы в обществе. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
* основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
* назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
* назначение и функции операционных систем;
уметь
* оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
* распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
* использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
* оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
* иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
* создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
* просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
* наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
* соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
* ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
* автоматизации коммуникационной деятельности;
* соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ.
Основное содержание (105 час)
Информация и информационные процессы (4 час)
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Обработка текстовой информации (14 час)
Обработка графической информации (4 час)
Мультимедийные технологии (8 час)
Обработка числовой информации (6 час)
Представление информации (6 час)
Алгоритмы и исполнители (19 час)
Формализация и моделирование (8 час)
Хранение информации (4 час)
Стандарты общего образования:
- стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
- стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.