4мет. Структура и содержание первых отечественных программ школьного курса информатики.
Информатика была введена во все типы школ с 1 сентября 1985г. под названием «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Предмет преподавался в двух старших классах. В основу разработки первой программы школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985) были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ . Эти понятия и составили концептуальную основу первого содержания школьного предмета информатики, именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе фундаментальных компонентов алгоритмической культуры и далее компьютерной грамотности учащихся и определилось через задачи нового школьного курса следующим образом:
• систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы;
• овладение основными умениями алгоритмизации;
• формирование представлений о возможности автоматизации выполнения алгоритма;
• усиление прикладной и политехнической направленности алгоритмической линии, заключающееся в конкретной реализации алгоритмов решения задач с помощью ЭВМ;
• ознакомление с основами современной вычислительной техники, на примере рассмотрения общих принципов работы микрокомпьютера;
• формирование представления об этапах решения задачи на ЭВМ;
• ознакомление с основными сферами применения вычислительной техники, ее ролью в развитии общества.
Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы ( по действующему в то время учебному плану —9 и10 к." В 9 кл. на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю) В 10 кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса дифференцировались на два варианта — полный и краткий:
— полный курс (68 часов) — для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющих возможность организовать систематические занятия школьников на ВЦ других организаций;
— краткий курс (34 часа) — для школ, не имеющих такой возможности.
Теоретическая часть курса для 10 кл. — единая для обоих вариантов, отличие только в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач, отработки навыков применения компьютера и его программного обеспечения. При определении содержания курса остается важным вопрос о последовательности изучения его тем. Две эти задачи (определения содержания обучения и построение оптимальной последовательности изучения, соответствующей логике науки и уровню развития учащихся) тесно взаимосвязаны. Основное содержание школьного курса ОИВТ в соответствии с программой складывалось из следующих тем:
9 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1. Введение — 2 ч.
2. Алгоритмы. Алгоритмический язык — 6 ч.
3. Алгоритмы работы с величинами — 10 ч.
4. Построение алго для решения задач 16 ч.
10 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)
1. Принципы устройства и работы ЭВМ — 12 ч.
2. Знакомство с программированием — 16 ч.
3. Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники — 2 ч.
4. Экскурсии на вычислительный центр — 4 ч.
Подробный логико-дидактический анализ всех тем первой версии курса ОИВТ приведен в двух первых книгах для учителя. В результате изучения первой части курса учащийся должен был получить представления об информатике как науке о методах и средствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и вычислительной техники. Важнейшее понятие первой части курса — понятие алгоритма, важнейшее умение — представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. Содержание второй части курса развивает и обогащает понятия, введенные на первом году обучения информатике. центральное место во второй части курса занимал раздел программирования. Завершающий раздел курса — знакомство учащихся с основными областями применения ЭВМ, формирование хотя бы начальных представлений о компьютерах, как о средстве повышения эффективности деятельности человека. При отсутствии в школе кабинета вычислительной техники главная роль при изучении это темы принадлежала экскурсии на предприятия или учреждения использующие ЭВМ.