3мет. Изменение взглядов на цели и задачи курса информатики. Цели и задачи на современном этапе. Педагогические функции информатики.
5 марта 2004г приказом Мин обр был принят «стандарт основного и общего образования». 2005, 2006 году вступил в действие стандарт общего среднего образования и в текущее время по нему учатся школы. В этом стандарте был впервые зафиксирован статус информатики как общеобразовательного предмета. Если посмотреть на содержание стандарта, там два больших раздела: «Информационные процессы» и раздел «Информационные технологии». По этому стандарту информатика изучается отдельным модулем в дисциплине технология в 3 – 4 классе начальной школы. Базовый курс изучается в 8 -11 и 10-11 классе возможно обучение на профильном уровне. С 2011 – 2012 года вступил в действие общеобразовательный стандарт, в начальной школе теоретические основы информатики изучаются в направлении математика и информатика. В 2010 году был принят стандарт основного общего образования, по которому базовый курс информатики изучается в 7 – 9 классе. Содержание образования определяется стандартом. В базовом курсе информатики основного общего образования выделяются два основных раздела: информационные процессы и информационные технологии. В старшей школе по данному стандарту выделяется один раздел и уделяется внимание информационным системам. В стандарте образования кроме содержания образования характеризуются диагностируемые цели в терминах знать, понимать, уметь использовать. Стандарт образования 2004 года сопровождают два документа: 1) Примерные программы, рекомендованные Мин Обр. Науки РФ, в котором кроме целей и задач курса указывается тематическое планирование, диагностируемые цели. 2) Перечень оснащения кабинета информатики. В стандарте одним из главных моментов являются требования к выпускнику, они являются ключевыми. Важно то, что выпускник должен понимать, что образование даёт лично для него. Второй момент — то, что называется метапредметными умениями. В информатике таких моментов очень много, например, моделирование. В стандарте второго поколения требования разделены на три группы: личностные, что человек должен получить от образования, метапредметные, что он должен получить с точки зрения общей картины образования, и предметные умения.
Образовательные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Под предметными результатами - понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.Под метапредметными результатами - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Одним из таких метапредметные умений является информационная грамотность. Именно поэтому разработчики стандартов вкл информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы как общую образовательную технологию. Предполагается, что информационные технологии будут использоваться наравне с "мелом и ручкой" при изучении всех дисциплин. Речь идёт о так называемой "информационной грамотности". Это одна из идей, развиваемых в стандарте.
В данной программе по сравнению с программой разработанной в 2004 г., расширено представление об информатике как научной дисциплине, её значимости в плане установления связей с другими учебными дисциплинами
Цели, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Фед гос стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определёнными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей.
Цели изучения информатики и ИКТ в основной школе.
1.Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира.
2.Формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ.
3.Формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества.
4.Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях.
5.Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности.
6.Приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне среднего ( полного) общего образования (по стандарту 2004) года направлено на достижение следующих целей:
1). Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики и ИКТ в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
2). Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
3). Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и ИКТ при изучении различных учебных предметов;
4). Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
5). Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.