2мет. Основные этапы становления школьного курса инфо и их характеристики.
К сер.80 г. в промышленно развитых странах возникла необходимость массовой подготовки кадров для использования, обслуживания бурно развивающейся вычислительной техники. Требовалась большая армия программистов, подготовка таких специалистов только в условиях высших и средне профессиональных учебных заведениях уже не устраивала.
Предпосылками постановки курса ОиВТ, кроме соц запроса, явились еще:
1.появление дисплеев как визуальных средств вывода информации
2.результаты экспериментов, показали, что привлечение компьютеров в учебный процесс способствует развитию у школьников алгоритмического мышления, творческого мышления, дает доп.мотивацию ребенку к учебному процессу в целом.
В 1982г в СССР было принято решение о постепенном продвижении вычислительной техники в среднюю и высшую школу. В некоторых школах, в основном физико-математических, ставились факультативные занятия по программированию. Большую работу в этот период провела группа-энтузиастов, которой руководил академик А.П.Ершов. Там проводились не только факультативные занятия со школьниками, но координировалась работа других центров со школьниками СССР, работавших в области информатики, работала летняя школа программистов. Значительный вклад в работу в этом центре со школьниками внес молодой талантливый ученый Звенигородский. Под его руководством были разработаны языки программирования «Рапира» и «Шпага» и система программирования «Школьница». Начали разрабатываться первые отечественные ПК.
В октябре 1984 г. на уровне Мин Обр было принято решение о введении курса «Основы информатики и вычислительной техники» в массовую школу с 1985-1986 учебн.г. разработка программы и учебного пособия была поручена коллективу под управлением А.П.Ершова. весной 1985г началась подготовка учителей по уже разработанной программе.
1 этап. 1985-1986 гг. Обучение велось во всех образовательных учебных заведениях в 10-11 кл по единой программе, авторами которой были А.П.Ершов и В.М. Монахов. Основной целью обучения ставилась ликвидация комп неграмотности. Под комп грамотностью понималось знание основных принципов работы ЭВМ и сферы их применения, и умения программировать простейшие задачи на одном из языков программирования. Выдвигался тезис: программирование – вторая грамотность. Большое внимание уделялось развитию алгоритмического мышления (алгоритмич мышление предполагает умение устанавливать правильную взаимосвязь между действиями, чтобы решить поставленную задачу). Этот этап в последствие стал называться алгоритмическим этапом. Программа предполагала обучение по безмашинному варианту, предполагалась 4-часовая экскурсия в вычислительный центр. Обучение велось по учебному пособию, и были выпущены методические указания для учителей. В первой части учебного пособия вводилось понятие алгоритм, алгоритмическая конструкция. Для изучения программирования предполагался так называемый школьный алгоритмический язык (русско-язычный, структурированный), затем привлекался на выбор или язык программирования BASIC, или «Рапира». Большое число примеров имели математический характер. Во второй части учебного пособия в теме «Устройства ЭВМ» рассматривалась тема «Основной алгоритм работы процессора», где на примере реального процессора рассматривается основной алгоритм работы. Постепенно начали появляться компьютеры «Агат» с цветным дисплеем. Опыт постановки курса, проведенный в течение 2-3 лет, показал, что не все разделы учебного пособия поддерживаются учителями. К тому же в это время на рынке программного обеспечения появились и также стали эффективно использоваться текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы. Появилась потребность в освоении технологии обработки текстовой, числовой, графич информации в школе. Был объявлен конкурс на новое учебное пособие. появился учебно-методический журнал «Информатика и образование», приложение к газете «1 сентября».
2 этап (технологический). Победителями конкурса стали 3 авторских коллектива: 1) А.Г. Кушниренко и др., 2) А.Г. Гейн и др., 3) В.А. Каймин и др. Единую программу к этим учебным пособиям создать не удалось, т.к. авторы ставили различные цели обучения. Кушниренко – развитие алгоритмич мышления, Гейн – решение жизненно важных задач с помощью компьютера, Каймин – ликвидация компьютерной неграмотности. Под грамотностью понималось умение считать, писать, рисовать и искать информацию с помощью компьютера. Разработанные ими программы вошли в сборник программ 1989 г. В учебном пособии Кушниренко были введены простейшие исполнители «Робот» и «Чертежник». Эти исполнители управлялись командами, алгоритм записывался на школьном алгоритмич языке. В учебном пособии Гейна привлекался язык Basic. В учебном пособии Каймина выделялось внимание логического программирования (язык программирования Prolog). В школе стала появляться отечественная техника КУВТ «Корвит», КУВТ «УКНЦ». Для обучения по программе Кушнеренко было разработано ПО «Кумир». Со временем появилось осознание того, что развитие алгоритмического мышления лучше начинать с более младшего возраста.
3 этап (мировоззренческий). Обучение информатике было спущено в среднее звено. В 1992 опубликована программа обучения началам информатики младших школьников (2-3, 3-4 кл). авторов Зейдельман, Гольцман, Дуванов, Первин. Основной целью обучения детей авторы ставили у школьников формирование информационной картины мира. Кроме этого, ставилась цель сверхприменение ЭВМ и выработка компьютерной интуиции. Программа была рассчитана на 2 года обучения (2-3 или 3-4 кл): на машинный вариант с использованием IBM-совместимой техники дети изучали начало алгоритмизации без реального языка. Дети учились работать в текстовом, графическом, музыкальном редакторах, проводить вычисления на компьютере. Программно-методический комплекс назывался «Роботландия» и методические материалы для учителей вошли программы: алгоритмические этюды, конструктор сказок, редакторы различного вида. В последние полугодие дети работали в группах по методу проектов. Элементы этого ПО до сих пор используются . Губанов является соавтором проекта «Роботландский университет», в котором представлены методические разработки не только начальной школы, но и старшему звену. Предоставляется возможность дистанционного обучения по темам школьного курса в индивидуальном и коллективном режиме. Обучение информатики было спущено в учебное звено. В сборнике программ 1992г появились адаптированные программы тех же авторов для 7-9- Кл. в школе стала появляться IBM-совместимая техника. Осуществлялся совместный российско-американский проект «Пилотные школы». Велось обучение с помощью языка Logo. К середине 90 г сложилась такая ситуация, что в федеральном базисном учебном плане информатика отсутствовала, но в большинстве школ она ставилась. В одних школах – в старших классах, в других – в среднем звене. Обучение велось по разным программам, в т.ч. авторским. Сложная ситуация в кабинетах информатики. Старая техника приходила в негодность, а новую покупать было не на что.
4 этап (этап смены парадигм). Встала необходимость стандартизации образования в целом, в т.ч. и в области информатики. информатика ставилась в 3 этапа: пропедевтический (1-6 кл), базовый (7-9 кл), профильное обучение (10-11 кл). Был объявлен конкурс на проект стандарта образования. Победителями стали А.А. Кузнецов и В.Б.Попов. В проекте стандарта содержится раздел общее положение, описание информац области науки общего знания, указывает цели информатики и пед функции. Содержание образования было представлено по содержательным линиям, линия представления информации, линия формализации и моделирования, алгоритмы и исполнители, информационные технологии. Были представлены требования к ЗУНам. Появился сборник программ 1998 г., в нем появились программы, реализующие идею постановки курса информатики в 3 этапа. В программах пропедевтического курса были 2 программы авторов С.А.Горячев и Лесневский «Информатика» (1-3 кл или 1-4 кл) и программа Ландо, Семенов «Алгоритмика для 5-7 кл». в программе Горячего, Лесневского была поставлена основанная цель обучения информатики в школе – изучение основ информатики как фундаментальной науки, в начальной школе – развитие логического мышления школьников. Рассчитана на безмашинный вариант. Для обучения базовому курсу информатики рекомендовались 3 программы:
1) Кузнецова и Сонатовой «Информатика 8-9 кл», рассчитана на 70 часов. Рассчитана на машинный или безмашинный вариант
2) Кушнеренко, Лебедев, Зейдельман «Информатика 7-9 кл», 240ч.
3) Гейн «Информатика 7-9 кл», 240ч. Язык программирования Basic. Для профильного курса информатики рекомендовались ряд программ разных коллективов авторов Бешенков и Ракитина. В базисном плане 1992г. включена дисциплина информатика, но только в 10-11 кл. проект стандарта обсуждения была принята идея оснащения сельских школ с установлением связи Internet, а затем и оснащение городских школ. Стандарт образования интенсивно разрабатывался и 5 марта 2004 г был принят. Стандарт вступил в действие с 2005-2006 уч г.
В настоящее время в общеобразовательной школе обучение идет в соответствии со стандартом общего образования.
В соответствии с этим стандартом информатика изучается отдельным модулем в 3-4 классах в начальной школе в дисциплине технология. В 5-6 кл стандартом образования изучения информатики и ИКТ не предполагается. Но могут ставится в школах за счет регионального компонента учебного плана.
В Нижегородской области информатика и Икт может ставится в школах за счет часов регионального компонента. Предмет представлен в перечни нескольких предметов, из которых школа может выбирать.
Базовый курс инф-ки и Икт изучается с 8 по 11 класс. В соответствии с базисным планом 8 кл – 1 час, 9 кл – 2часа, 10-11 – 1 час. В нижегородской области в региональном учебном плане внесены изменения. Информатика изучается с 7 по 9 кл по 1 часу в неделю.
Инф-ка и ИКТ может изучаться на профильном уровне в 10-11 кл выделяется 4ч на изучение предмета на базисном и профильных уровнях. Остальные часы могут быть ещё добавлены за счет региональной и школьной компоненте. Предмет инф-ка и Икт считается профильным для информационно-технологического и физико-математичекого.
Цели и содержание образования регламентируются стандартом образования. В основной школе ставятся следующие цели:
1)освоение знаний составляющих основу научных предписаний об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
2)овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ
3)развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
4)воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических норм её распространения, избирательного отношения к полученной информации.
5) выработка навыка применения средств ИКТ в повседневной жизни
По материалам стандарта образования в среднем полном образовании также выделены 5 целей обучения инф-ки и икт:
1)общее освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Роль инфор-ных процессов в обществе, в биологии и тех-ких сис-х.
2)овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя икт, в том числе и при изучении др школных дисциплин.
3)развитие познавательных процессов
4)воспитание ответственного отношения
5)преобразования опыта использования икт в индив-й, коллективной учебной деятельности.
Содержание образования регламентируется частью называемой обязательный стандартный минимум содержания основных образовательных программ. В основной школе выделяется два основных раздела:
1)информационные процессы
2)информационные технологии
В 10-11 кл выделен один раздел «базовые понятия информатики и икт»
требования к уровню подготовки, сформированны в терминах знать, понимать, уметь и использовать приобретенное знание.