1мет. Становление информатики как фундаментальной научной дисциплины. Объект и предмет науки информатики, структура предметной области информатики.
Информатика – одна из самых молодых областей научного знания. Сам термин информатика был введен во Франции более 40 лет назад Филиппом Дрейфусом. Происходит от двух слов: information – сигнал, сообщение, сведение, automatique – само. Через год в США Д.Форсайтом для обозначения той же совокупности знаний был введен термин computer science (комп наука). Информатика начала развиваться в связи с появлением и бурным развитием ЭВМ, которая позволяла полностью автоматизировать процессы обработки информации. Занимались в США, странах Европы. На международном конгрессе ЮНЕСКО: были официально закреплены области, связанные с разработкой, созданием, исполнением и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включение компьютеров и их ПО, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации массового внедрения комп техники во все области жизни людей. Формирование этой области научного знания связано, с одной стороны, с бурным развитием вычислительной техники как универсального средства обработки информации, с другой – с осмыслением научного термина информация. к тому времени многие разделы современной информатики формировались и развивались как отдельные области этой науки. Источниками инфо считают кибернетику и документалистику. Академик Кухтенко в 1987г. в одной из работ высказал взгляд, что кибернетика включ. в себя 4 основные ветви:
- науки, связанные с теорией управления (теория игр, принятия решений)
- науки об ЭВМ
- науки об ЭЦВМ (теория дискретных автоматов, формальных языков, программирования, баз знаний, искусственного интеллекта)
- науки об информации
- научные основы автоматизации (АСЦ, САПР)
Кухтенко отмечал наличие тесной связи кибернетики с другими дисциплинами (общая теория систем, теория иссл.операций, системный анализ, теория распознавания) с науками: математикой и философией.
По мере формирования информатики пришло понимание, что информатика и кибернетика имеют разные основные предметы исследования. Кибернетика изучает общие закономерности процессов управления в системах различной природы, а информатика – закономерности и методы информационных процессов в системах различной природы.
Современные взгляды на информатику, как на область научн.знания были отражены еще в проекте стандартов образования.
Термин инфо- научная и учебная дисциплина, изучающая процессы обработки, хранения и передачи инфо при помощи компов и телекоммуникационных систем.
Информатика – одна из самых фундаментальных областей научного знания, формирует системный информационный подход к анализу окруж.мира. Изучает информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Совр. представления о предмете информатика как комплекс научной дисциплины выдел. в ней 4 направления (Семакин и др. Информатика 10 кл, М:2005)
1. Теоретическая информатика (философские основы информатики, теория информатики, матем.основы информатики, мат.моделирование, теория алгоритмов)
2. Средства информатизации (технические, программные)
3. Информационные технологии
4. Социальная информатика
Объект и предмет науки информатики
Объектом инф-ки являются информационные процессы в природе и обществе и информационные технологии.
Предметом инф-ки являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе.
Функция инф-ки заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их исполнение в организации технологического процесса переработки информации.
Задачи инф-ки: 1)исследование информационных процессов любой природы;2)разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации;3)решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного исполнения компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Структура предметной области:
- По уровню сложности изучаемых объектов: информационные системы, информационные процессы, базовые информационные элементы(60-70 года)
- 1985-1990г.: теоретическая информатика, техническая информатика, прикладная информатика.
- Современная структура- по видам информационной среды: теоретическая информатика, техническая информатика, социальная информатика, биологическая информатика, физическая информатика.