Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 24

1. Развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей учащихся при изучении физики (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

м Развитие познавательных способностей учащихся

при обучении физики

Среди множества идей,  направленных на совершенствование учебного процесса,

идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. 

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Интерес учащихся к физике складывается из интереса к явлениям, фактам и законам

окружающего мира, из стремления познать их сущность на основе теоретического знания,

их практического значения и желания овладеть методами познания – как теоретическим,

так и  экспериментальным. 

Можно предположить действие такой схемы воспитания у учащихся увлечения

учебным предметом: от любопытства – к удивлению, от него – к активной любознательно-

сти и стремлению познать предмет или явление и далее – к прочному знанию и научному

поиску.

Я стараюсь строить обучение так, чтобы ученик понимал и принимал цели, постав-

ленные учителем, чтобы он был активным участником процесса достижения этих целей –

субъектом деятельности. Основной мотив учебной деятельности –  познавательный инте-

рес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное,

сообщение фактов и общение, серьезную работу и дидактические игры. В последнее время все чаще высказывается, очевидно, вполне справедливая мысль: главная функция учителя – это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение учащимися.

Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Он 

осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей

деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным моти-

вом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать учащихся нужно лишь тому, что им интересно. Познание – труд, требующий известного напряжения сил. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

Очень большое влияние на формирование интересов учащихся оказывают формы

организации учебной деятельности.  Четкая постановка познавательных задач урока,  ис-

пользование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих зада-

ний, тестов и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интере-

са. При такой организации учебного процесса учащиеся переживают целый ряд положи-

тельных эмоций,  способствующих поддержанию и развитию их интереса к предмету.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с исполь-

зования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися ма-

териала, излагаемого учителем. Как же обеспечить такое понимание материала учащими-

ся, избегая механического запоминания изучаемого?

Следует выделить четыре аспекта этого вопроса:

1.организация восприятия нового материала учащимися;

2.использование доказательных приемов объяснения;

3.учет методологических требований и психологических закономерностей;

4.обучение работе с учебником.

При правильно построенном объяснении материала преподаватель  не только дает

учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.

Большое значение, например, имеет то, как преподаватель вводит тему урока. Тема

урока не должна просто сообщаться учащимися, надо убедить в их логической необходи-

мости изучения  каждого следующего вопроса  программы. А для этого нужно раскрывать

логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественным образом

подводить учащихся  к необходимости изучения материала урока.

Кроме того, следует попытаться вызвать у учащихся интерес к теме: привести лю-

бопытные факты, связанные с историей открытия того или иного закона, продемонстриро-

вать опыт,  предложить вниманию учеников вопросы,  на которые они смогут ответить в

ходе объяснения и т.п. Важно не затратить на все это много времени и не отвлечь внима-

ние учащихся от предстоящего объяснения. Перед объяснением учитель должен не только

назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те (по-

знавательные) задачи, которые на данном уроке будут решаться.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активно-

сти на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной

жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности обучения.

По собственному опыту я знаю, что нередко случается так: описанный в литературе

метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов.  Причина в том,  что,  во-

первых, у каждой конкретной группы свой опыт познавательной деятельности и свой уро-

вень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей. Так что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.

Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление

личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами,

среди которых важное место занимают нестандартно проведенные уроки. В целях форми-

рования познавательных способностей на уроках я, например, провожу бинарные   уроки.

В частности,  проводя бинарные уроки  (физика – математика, физика –  химия, физика –

устройство автомобиля)  я даю возможность учащимся проследить межпредметные связи

(Приложение №1).  На таких уроках ярко проявляются логическая зависимость тем и их

взаимодополняемость,  что позволяет учащимся возможность в процессе обучения самим

увидеть те моменты и аспекты учебного материала, которые при изучении одного предме-

та не могут быть выражены в достаточной степени  четко и определенно. Именно в ходе

бинарных уроков виднее всего границы и точки соприкосновения отдельных тем и зави-

симость общеобразовательных и специальных предметов. Например, бинарный урок «Га-

зовые законы» наглядно демонстрирует связь физики с математикой при построении гра-

фиков изопроцессов и газовых законов с работой двигателя внутреннего сгорания при

обучении автомехаников.

Бинарный урок «Этот удивительный мир кристаллов» позволяет учителю провести

параллель между правильной огранкой кристаллов и геометрическими фигурами или без

особого труда объяснить,  как путем параллельного переноса куба в трех измерениях из

монокристалла получаются поликристаллы.

При формировании познавательных интересов учащихся особое место принадлежит 

компьютеру. Возрастающий объем информации приводит к тому, что при познании окру-

жающего мира компьютер становится элементарно необходимым. Нельзя развить интерес к предмету, если полностью полагаться на содержание изу-

чаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной

стороне материала приводит только к ситуативной заинтересованности на уроке. Поэтому

очень важно,  что работа с компьютером развивает творческие способности ученика,  его

абстрактное мышление,  внимание и повышает уровень общей культуры.  Важно то,  что

учащиеся сразу видят на экране результаты своей деятельности с комментариями и реко-

мендациями. 

Как показывает мой опыт работы,  учащиеся ПУ не владеют необходимыми мыслитель-

ными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, изучаемых в разных разделах физики . Уже первые уроки с использованием компьютера показывают,  что с их помощью можно

развивать образное мышление, умение анализировать, сравнивать.

Физика - наука экспериментальная. К сожалению наше училище испытывает огромный

недостаток физического оборудования , поэтому я не всегда могу провести  программные лабораторные работы, или продемонстрировать опыты с использованием приборов. На помощь приходит компьютер, который позволяет демонстрировать и проводить как простые так и  достаточно сложные опыты и лабораторные работы.  Я вижу интерес ученика,  когда он по своему усмотрению 

может изменять исходные параметры опытов, наблюдать само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Поэтому я стараюсь чаще использовать компьютер, как инструмента для исследования физических явлений.  Самое главное,  принципиально новое в процессе обучения с появлением компьютеров заключается в том, что учащиеся получают возможность не только строить идеальные модели и изучать их свойства,  но работать с этими моделями как с реальными сущностями. Это гигантски расширяет возможности методики обучения, методики развития познавательных способностей.

Как может учитель физики судить об уровне развития интересов учащихся к пред-

мету? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие показатели  интереса:

• активное включение в учебную деятельность  (сколько раз ученик поднимал

руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю);

• степень самостоятельности сделанных выводов и обобщений;

• желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие

явления.

В большинстве случаев я проверяю эти показатели с помощью тестов. Тестирование 

позволяет учителю мне быстро получить общее представление об уровне знаний учащихся по отдельным темам. С целью активизации учащихся и оперативного контроля знаний использую методы самоконтроля и взаимоконтроля. При этом в процессе самоконтроля каждый учащийся выставляет себе оценку сам.  Преподаватель выставляет самооценки учащихся в свою рабочую тетрадь, после чего выборочно проверяет отдельные работы, сопоставляя свою оценку с самооценкой учащегося. Учащимся,  справившимся с выполнением задания, предлагается проверить качество выполнения заданий у рядом сидящих товарищей. Таким путем в течение нескольких минут оценивается работы всей группы.

Тесты,  предлагаемые учащимся,  должны быть разноуровневыми и учитывать степень    обученности учащихся.  Составляются тесты,  кроме того,  с учетом специализации

учащихся  (а    наше училище готовит автомехаников,  сельских механизаторов и поваров-

кондитеров). Развитие познавательного интереса к физике и ее практическим приложениям во внеурочной работе обеспечивается широким привлечением элементов занимательной науки и техники, знакомством с новейшими достижениями науки и современного производства.  Перед учителем стоит задача привлечения к внеурочной работе каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.

Учитывая индивидуальные интересы и склонности отдельных учащихся,  учитель

должен постоянно помнить о том, что любая внеурочная работа по физике с частью уча-

щихся должна обязательно способствовать развитию познавательного интереса всех уча-

щихся на уроках физики.

В нашем училище одной из содержательных и эффективных форм внеурочной работы являются предметные недели. План проведения предметной недели составляется на основе общего плана методической работы училища. В проведении предметной недели участвуют все учащиеся, изучающие физику. 

План предметной недели включает в себя:

- конкурс стенных («предметных») газет, посвященных вопросам физики;

- выставки научно-популярной литературы по физике;

-  проведение различных учебно-развлекательных мероприятий  (игра  «Физическая

пирамида», «Поле чудес», «Сто к одному», КВНы и т.д.);

- конкурсы кроссвордов и ребусов;

- конкурс рефератов (творческие работы учащихся).

(Приложение №3).

Одна из задач обучения – воспитание творчески активной личности, заинтересован-

ной в самостоятельном познании окружающего мира.  Физика дает учащимся немалые

возможности открывать для себя новое, необычное и необыкновенно интересное – то, что

непременно привлекает внимание, удивляет и поражает.

Работая над проблемой формирования познавательных способностей, я убедилась в

результативности данного метода, отслеживая рост качества знаний у учащихся по моему

предмету. Так, анализ качества знаний учащихся в группах «Повар-кондитер» и «Младшая медицинская сестра» при сравнении 1-го и 2-го годов обучения показал следующее: Формирование положительной мотивации у учащихся к обучению физике, в частности развитие познавательных способностей, – путь долгий и нелегкий.

Опыт моей работы показывает, что достичь определенных результатов можно только при положительном восприятии знаний по предмету. Формируя положительную мотивацию и познавательные способности  у учащихся на своих уроках, я тем самым помогаю

учащимся выразить себя и по другим предметам. При этом я постоянно связываю физические законы и понятия с будущей профессией учащихся. Для того чтобы учащиеся шли ко мне на уроки с желанием и с хорошим настроением, необходимо их заинтересовать и привлечь к трудному предмету – физика. Чтобы достичь этого, я постоянно учу ребят осмысливать увиденное и прочитанное и делать соответствующие выводы и умозаключения.

Положительным результатом моей работы является то,  что выпускники училища,

продолжая обучение, поступают в другие учебные заведения,  связанные с физикой. Так,

Пополитов В. и Губанов В. обучаются в военном училище (г. Уссурийск), где изучают  радиотехнику и средства связи; Баутрушевич Д. и Полоротов С., окончив техникум, получат профессию электромеханика, Лагутина Д., Черкашин А. и Авдеев А. – будущие специалисты- автомеханики.

Мне как педагогу нравится видеть положительный результат своей работы. Наблюдая процесс формирования положительной мотивации к обучению на уроках физики, я неизменно убеждаюсь: интерес детей к моему предмету – залог того, что в дальнейшем они будут  совершенствовать свои познавательные способности. Приятно сознавать, что основа этого была заложена (и закладывается) на моих занятиях.

 

2. Общение как условие развития личности. Функции и основные психологические закономерности общения.

Общение как условие развития личности. Функции и основные закономерности общения.Возрастная психология

Общение это многоплановый процесс развития контактов м/у людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Выделяют 3 стороны общения: 1)Коммуникативная-обмен информацией м/у участниками совместной деятельности.2)Интерактивная- обмен  в процессе речи не только словами, но и действиями , поступками.3)Перцептивная-(взаимовосприятие)-восприятие общающимися др. др.

Функции общения:1)Информационная-получение и передача сведений.2)Познавательная- активный поиск сведений.3) Управляющая.4)Развивающая.5)Обмен психическими и эмоциональными состояниями. Типы общения: 1)Функционально- ролевое- общение на уровне  социальных ролей партнеров(начальник-подчин).При этом задействованы соц-ые нормы и ожидания.Общаются ролевые маски.2)Деловое- общение, направленное на достижение к/т предметной договоренности.В этом общении всегда есть цель.3)Межличностное – чаще всего подразумевается участие 2-х людей, хотя минимальное кол-во уч-ков 3.При общении 2-х, 3-ий всегда присутствует незримо или как соц. норма или как мнение близкого друга, или  мнение авторитета. Виды общения: 1)Императивное- авторитарная, директивная форма взаимод. с партнером, с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями; принуждения его к определенным действиям или решениям.(военно-уставные отношения, отнош. нач-подч., в экстрем. усл.,интимно личностн., супружеские, детско-родительские, вся система педагогич. отнош.2) Манипулятивное- форма межличностн. общения , при кот. взаимод. на партнера по общению, с целью достижения своих намерений, осущ. скрыто.Манипулятура хар-ет. лживость, примитивность чувств, аппатия к жизни, состояни скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и окруж.(бизнес, деловые отношения)3)Диалогическое- равноправное субъект- субъективное взаим-е, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Диалог. общение позволяет достич более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров,  создает усл. для взаимного личностного роста. Фазы общение:наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной.1)Вхождение в контакт- важна самонастройка, важно почувствовать сост-ие, настроение партнера, освоится самому и дать возможность сориентироваться др.2)Концентрация внимания на ч/л- на проблеме, задаче сторон, разработке темы.3)Мативационный зондат(исследование).Его цель- понять мотивы собеседника и его интересы.4)Поддержание внимания.5)Аргументация и убеждение- (если есть расхождения во мнениях).6)Фиксация результата- необходимо всегда завершать общение так, чтоб была перспектива его продолжени. Средства общения: - вербальные(речь), невербальные.1)Вербальная коммуникация . Речь-процесс общения с помощью языка (письменная, устная, диалог, монолог).Средства в.к.-слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.Диалог-разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими к/л вопроссы. Монолог- произносит один человек, обращаясь к др. лицам, слушающим его (рассказ учителя, доклад, ответ уч-ка). Письменная речь – возникла  как результат потребности общения м/у людьми, разделенными пространством и временем.   2) Невербальная коммуникация. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммун.Средства н к.- жесты, мимика, интонации, паузы, смех, слезы- образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую ср-ва в.к.- слова. Виды неверб. ср. общ. 1) Визуальные (кинесика)- движение рук, головы, ног, туловища, походка, выражение лица, глаз, позы- осанка, посадка головы;кожные реакции-побледнение, покраснение, кроксеника- расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.2)Аккустические-качество голоса , его диапазон, громкость, тембр, ритм, высота звука(паралингвистические), речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель(экстролингвистическая).3)Тактильные- прикосновение, пожатия рук, обнятия, поцелуи.4)Альфакторные- приятные, неприятные запахи окр. среды, естеств. и искуств. запахи ч-ка.Социальная перцепция – восприятие признаков ч-ка, соотношение их с его личностными характеристиками, интерпритация и прогнозирование на этой основе его поступков.К механизму соц. перц. относ. 1)познание и понимание людьми др.др.(идентификация, аттракция, эмкотия). 2) Познание самого себя (рефлексия). 4)Прогнозирование поведения партнера  по общению(каузальная атрибуция).Нельзя представить себе пр-сы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях возникает межличностный конфликт.Конфликт- противоречие, возникающее м/у людьми в связи с решением тех или иных вопроссов и личной жизни.Виды конфликтов:1)Внутриличностный.2)Межличностный. 3)Личностно-групповой.4)Межгруповой. Стратегии поведения в конфликтн. сит.1) Соперничество. 2)Избегание. 3)Приспособление. 4)Компромисс.5)Сотрудничество.

Эффекты межличностного восприятия (эффект установки, эффект ореола, эффект первичности и новизны, стереотипизация).Межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи людей. Соц.перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов-людей, групп и т.д. При этом осущ. Каузальная атрибуция-субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, их качеств. Аттракция – эмоциональная насыщенность межличностных отношений. Рефлексия – люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место в сознании другого.