Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 23

1. Организация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения физики: способы, условия, принципы (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, тем более что их реализация проис­ходит как раз в той или иной форме деятельности.

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спе­цификой распределения учебно-познавательных функций, после­довательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».

Роль форм организации познавательной деятель­ности в процессе обучения:

  1. Полноценная реализация целей учебного занятия без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения, без специального планирования этих отношений затруднена, а порой и невозможна
  2. ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материа­ла и методами обучения составляют материальную основу процес­са обучения
  3. Через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения: знакомства с новым учебным материалом, репродуктивном, творческом
  4. Разное сочетание ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический ха­рактер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями
  5. ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспи­тательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организо­вывать свою деятельность при работе индивидуальной
  6. Через ФОПД учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив

Формы организации познавательной деятель­ности:

  1. Индивидуально-обособленная форма

 Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивиду­альная форма особенно удачно используется во время самостоя­тельного решения задач по физике, химии, математике, самостоя­тельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Педагогическая ценность этой формы организации познава­тельной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учи­теля за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возмож­ности для самостоятельной работы, способствует воспитанию са­мостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий са­мообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответ­ственность за выполнение порученного дела и т. д.

Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее орга­низация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.

  1. Фронтальная форма познавательной деятельности

Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семина­рах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

 Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности:

  • Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса - рассказывает, объясняет, показывает, вовлека­ет учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.
  • В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непо­средственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на кол­лектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.
  • Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.
  • Общая цель работы достигается за счет индивидуальных уси­лий каждого ученика.
  • Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учеб­ные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале — обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная про­блемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что соз­дает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только про­блемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимо­действия с учениками, общения одновременно со всем составом, класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.
  • Педагогическая эффективность фронтальной формы познава­тельной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу ка­ждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.
  • Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определен­ную творческую активность.
  • Если же эта форма основывается на элементарной, сухой пе­редаче учебной информации, то тогда начинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на внутреннюю познавательную активность, утрачивает об­ратную связь, т. к. внутренняя познавательная активность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, прими­тивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.
  • Существенным недостатком этой формы познавательной дея­тельности является то, что при ее использовании резко ограничива­ется возможность осуществления общественно полезной деятель­ности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.
  • Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует ста­новлению коллективных интересов.
    1. Групповая форма организации познавательной деятельности

Организация таких учебных занятий, при которых единая по­знавательная задача ставится перед определенной группой школь­ников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить ак­тивную работу всех членов группы.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:

  • Предварительная подготовка учащихся к выполнению груп­пового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  • Обсуждение и составление плана выполнения учебного зада­ния в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  • Работа по выполнению учебного задания.
  • Наблюдение учителя и корректировка работы группы и от­дельных учащихся.
  • Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  • Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных ре­зультатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учите­ля и формулировка окончательных выводов.
  • Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельно­сти в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказа­ния реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

4.       

5.      Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) вы­ступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно стано­виться достоянием каждого.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельно­сти учащихся:

  • Наличие у всех участников общей цели
  • Между  участниками имеет место разделение труда, функ­ций и обязанностей
  • Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимо­помощи
  • Участники работы привлекаются к учету и контролю за  выполнением цели
  • Работа каждого участника процесса приобретает обществен­ную значимость
  • Эта форма познавательной деятельности основывается на ра­венстве объективных условий для каждого
  • Деятельность каждого участника занятий является общест­венно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллектив­ных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, - писал Я. А. Коменский, - спрошенное - усваивать, тому, что усво­ил, обучать других - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать - это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слу­шать»
  • Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика

М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидакти­ки» писал о том, что коллективная форма организации познава­тельной деятельности учащихся - это «...общение учащихся в про­цессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».

Работа в парах.

Здесь общее задание делится между чле­нами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся со­седних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а ос­тальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

 

 

 

Статическая пара

Для работы  объединяются учащиеся,  сидящие за одной партой

Динамическая пар

Для  работы  объединяются учащиеся,  сидящие за соседними партами

Вариационная пара

В группе из 4 человек каж­дый работает то с одним, то  с другим, при этом проис­ходит обмен материалами, варианты    которых   будут проработаны  каждым  чле­ном микрогруппы

 Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый ста­новится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей  подготовленности. Каждый ученик здесь непременно явля­ется то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общест­венно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Необходимо отметить, что формам организации познаватель­ной деятельности принадлежит особое место в реализации воспи­тательной функции урока.

Главный источник их воспитательной роли заключается в ха­рактере самопроявления личности при той или иной форме. Лидер­ство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной рабо­ты, горячая заинтересованность и многое другое - все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом соци­ального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.

2. Классный руководитель: функции и основные направления его деятельности. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

Классный руководитель, функции и основные направления его деятельности. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

1. Понятие «классный руководитель» (учитель, организующий учебно-воспитательную работу в классе).

2. История возникновения классного руководителя:

В Росси до 1917г. - называли классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения.

Должность кл. рук-ля в школе была введена в 1934г., назначался один из учителей и возлагалась ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

С изменением типа ОУ (появились гимназии, лицеи и др.) и деятельности массовой общеобразовательной школы, изменился институт классного руководства.

Типы классного руководства: учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; классный руководитель (классный воспитатель), выполняющий только воспитательные функции; классный наставник, классный куратор (попечитель, наблюдатель), тьютор (защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную нагрузку.

3. Уровни функций (Р.Х.Шакуров) классного управления: педагогические и социально-гуманитарные; социально-психологические; управленческие.

1 уровень (педагогические и социально-гуманитарные функции (целевые): воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды (приоритетная);  интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач).

Понятие «социальная защита» (целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческ4ого достоинства).

Реализация функции (обеспечение условий для адекватного развития ребенка и его адаптации к социально-экономическим условиям, т.е. организация комплекса психолого-педагогических мер).

Деятельность классного руководителя по социальной защите  (исполнитель и  координатор).

Социальная защита в широком смысле (объекты - все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей, условий жизнедеятельности,  наиболее незащищенные категории дети из малообеспеченных семей или семей группы риска) и в узком.

2 уровень – социально-психологические  (организаторские) функции.

Задачи: организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления.

Организаторские функции:

-  поддержка детской инициативы;

- помощь в самоорганизации разнообразной деятельности (познавательной, трудовой, эстетической);

- общение.

Сплочение  через самоуправление ученического коллектива.

3 уровень – управленческие функции (диагоностические, целеполагание, планирование, контроля и коррекции).

а)  Диагностическая функция

- выявление исходного уровня воспитанности;

- отслеживание изменений воспитанности (исследование, анализ личности, поиск причин неэффективности результатов).

Цель: - определять результативность своей деятельности;

           - развитие индивидуальности ребенка.

б)  Целеполагание (выработка целей воспитательной деятельности (совместно с учащимися), которые конкретизируются в задачах (общих и частных).

в) Планирование (помощь классному руководителю и коллективу класса в рациональной организации деятельности).

Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение таких требований как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов.

Виды планов – стратегический, перспективный (тактическим, рабочим).

г) Контроль (самоконтроль) – обеспечение  постоянного развития воспитательной системы.

Цель: – выявление положительных результатов;

 - причин  недостатков.

д) Коррекция (совместная деятельность классного руководителя и класса по устранению выявленных недостатков).

 

4. Права классного руководителя (административного лица):

- получать информацию о здоровье детей (психическом и физическом);

- контролировать успеваемость каждого учащегося;

- контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

- координировать работу учителей, работающих с классом, психолога, социального педагога;

- организовывать воспитательную работу с учащимися класса через разнообразные формы, виды мероприятий;

- выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с классом;

- приглашать родителей (опекунов) в школу; обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психоло-педагогическую комиссию и др. организации, предварительно согласовав с администрацией школы, по вопросам воспитания и обучения детей;

- получать помощь от педагогического коллектива школы;

- определять индивидуальный режим работы с детьми;

- отказаться от поручений, которые вне его компетентности;

 Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу обучения) и воспитательной (разрабатывать авторскую программу воспитания) деятельности.

5. Обязанности:

- организация оптимального учебно-воспитательного процесса для развития потенциала личности учащихся;

- оказание помощи ученику в решении острых проблем (можно привлечь психолога);

- установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

6. Формы работы классного руководителя с учащимися

Классификация форм работы по:

- видам деятельности (учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.);

- способу влияния педагога (непосредственные, опосредованные);

- времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные (регулярно повторяющие);

- времени подготовки (требующие включение учащихся в предварительную подготовку и не требующие их включения);

- субъекту организации: педагоги, родители, их сотрудничество, дети;

- результату: информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимого продукта;

- по числу участников: индивидуальные (П-Р), групповые (П- класс), массовые (П – несколько классов).

Индивидуальные формы: беседа, разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение поручений, помощь в конкретной работе, поиск решения проблемы, задачи.

Задачи кл. рук-ля: разгадать ученика, открыть его таланты, устремления.

Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.

Задачи классного рук-ля: помочь ученику проявить себя, создать условия для получения положительного результата, развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование коммуникативных умений.

Коллективные формы: различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступление агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.

При выборе форм работы необходимо:

- учитывать воспитательные задачи, определенные на определенный период;

- на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности;

- составлять набор возможных способов реализации задач, форм работы, учитывая принципы организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий;

- организовывать коллективный поиск форм на основе целеполагания, продумывать способы обогащения новыми идеями, формами;

- обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

7. Сотрудничество с другими членами коллектива.

Взаимодействуя с учителями-предметниками:

- выполняет роль организатора и координатора педагогической работы;

- систематически информирует о динамике развития ребенка, его трудности, достижения, изменении ситуации в семье, регулирует отношения учителей и родителей

- привлекает к планированию, организации внеучебной работы в классе, к подготовке и проведению собраний с родителями;

- обеспечивает единство действий и  подхода к воспитанию детей, являясь консультантом;

- проводит специальные семинары для педагогов;

- организует посещение учебных занятий с обсуждением действий учителя с конкретным ребенком, способов их взаимодействия с коллективом;

- изучает стиль, методы и приемы работы своих коллег с учащимися,; выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы с детьми и родителями, организует обмен опытом, поддерживает,  стимулирует, принимает предложения учителей, реагирует на замечания, проблемы.

8. Критерии (показателями) эффективной работы классного руководител:

1группа - результативные критерии (показывают эффективность реализации целевых и социально-психологических функций классного руководителя; отражают уровень социального развития воспитанников).

2 группа – процессуальные критерии (оценивают управленческие функции классного руководителя - организацию педагогической деятельности, общение, личностные качества, работоспособность и здоровье; какие процессы деятельности и общения учащихся он организует).

9. Эффективность труд классного руководителя - оценивается высокими показатели результативных и процессуальных критериев; позитивными изменениями в уровне воспитанности учащихся и их взаимоотношениях; в средствах воздействия, атмосферой достижения высоких результатов.

Недостатки оценки работы классного руководителя в практике (внешние, формальные показатели) – это оценка по успеваемости; документации; оформление кабинета и др.

Недооценивается педагогическое мастерство, авторитет учителя у детей, родителей, коллег, стиль общения, атмосфера в классе.