ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21
1. Язык физической науки в школьном курсе физики: формы представления, функции и методика обучения (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
Язык в учебном процессе играет первостепенную роль, которая определяется тем, что подавляющую часть информации учащиеся получают в языковой или знаковой форме. Языковая форма включает в себя терминологию, единицы физических величин, методы изучения природы и др., знаковая форма - буквенные обозначения, формулы, графики, рисунки, схемы, диаграммы, условные обозначения, таблицы, цифры и др.Обе формы представляют собой структуру языка физической науки.
Усвоенный язык науки-физики применяется как важнейшее средство формирования физических понятий, являясь их формой. Взаимосвязь языка и понятий в физике обусловлена принципом единства формы и содержания, определяющего понятийный подход в обучении. Овладение учащимися языком науки-физики, основу которого составляют терминология (необходима для краткого выражения понятий специальным словом), символики и номенклатуры (дополняет физические формулы знаниями о характере связей), представляет собой одну из важнейших задач на современном этапе школьного физического образования.
Характерные черты языка физической науки.
1. В курсе физики изучаются природные объекты, явления и процессы, причем в ходе их изучения можно производить измерения, наблюдения, не изменяя самого процесса или явления, выдвигать гипотезы, экспериментально их подтверждать или опровергать, создавать модели, преобразовывать их с целью детального изучения окружающего мира.
2. Физические величины могут изменяться (скорость, сила, энергия и др.), то есть имеет место временная и функциональная зависимости одних физических величин от других.
3. Физические величины имеют буквенные обозначения, причем одну физическую величину можно выразить через другую.
4. Некоторые физические величины имеют не только числовое значение (масса, плотность, энергия, температура и др.), но и направление (например, скорость), то есть являются векторными.
Усвоенный школьниками язык физики превращается в метод изучения явлений и объектов окружающего мира.
В зависимости от целей и содержания уроков он используется в со-четании с разными средствами обучения и реализует определенные функции, а именно - утверждение единства, многообразия и материальности мира, формирование научного мировоззрения учащихся (убеждение в материальности окружающего мира, диалектике природных процессов и диалектике процесса познания);
• передача и приобретение учащимися новых знаний (чтение литературы, общение с учителем, сверстниками и т. п.);
• освоение разных способов деятельности (от экспериментальных до теоретических), развитие познавательного интереса учащихся, воспитание у них таких качеств, как трудолюбие, усидчивость и др., формирование умения четко выражать свои мысли;
• установление и реализация межпредметных связей;
• развитие мышления старших школьников, приобщение их к творческой деятельности, к проблемному познанию науки.
Содержание знаний о языке физики должно отражать следующие стороны: семантическую, направленную на раскрытие отношений между реальными объектами, явлениями и процессами окружающего материального мира и знаками, символами, которые они обозначают; грамматическую, определяющую правила, способы написания и произношения терминов и символов; практическую, устанавливающую способы предъявления учащимися усвоенных знаний на языке физики и обеспечивающую общение на нем. [5]
2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1. Понятие «воспитание» (воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность и отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой).
Воспитание – это преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие человека. Затем сущность воспитания рассматривали как общественное явление, ориентировали педагогов на гуманистическое воспитание детей, на развитие их самостоятельности, самоуправления (П.П. Блонский).
2. Классификация видов воспитания (основания):
а) обобщенная классификация (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание).
б) направления воспитательной работы в ОУ (гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, экологическое, экономическое воспитание).
в) институционный признак (семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), по месту жительства, в детских, юношеских организациях, в специализированных ОУ).
г) по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками(авторитарные, демократические, либеральные, свободное воспитание).
д) по философской концепции (прогматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и др. виды воспитания).
3. Цель гуманистического воспитания (гармоничное развитие личности). Гуманистическое воспитание предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Такое воспитание называли «гуманным воспитанием» и оно имело прогрессивную тенденцию мирового образовательного процесса, в том числе и в России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотреть парадигмы воспитания, которые имели место в советский период. Основным содержанием «социального заказа» в советский период было формирование таких ценностей (идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм),
Выход из такого «социального заказа» связан с изучением идей гуманистического воспитания и развития личности (практичность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность).
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственного воспитания и саморазвития.
Цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
4. Задачи гуманистического воспитания:
- философско-мировоззренческая ориентация личности (понимание смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности);
- оказание помощи в построении личностных концепций (перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, осознание ответственности за жизнетворчество);
- приобщение личности к системе культурных ценностей (общечеловеческой и национальной культуры, выработка своего отношения к ним);
- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
- развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к самосохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
- формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые обеспечивают возможности личностного роста;
- развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
5. фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.
Закономерности и принципы воспитания
а) Ориентация на развитие личности (чем гармоничнее общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции).
Принциы: а) непрерывного общего и профессионального развития личности (ориентироваться на учение Л.С. Выгодского о «зоне ближайшего развития», обеспечивающее развитие объективно необходимых базисных качеств для развития личности в определенном возрасте (общечеловеческая культура); б) природосообразность воспитания (понимание естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя).
б) Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания.
Метапринцип воспитания: а) культуросообразности (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.) (основываться на общечеловеческих ценностях и строится с учетом особенностей этнической и религиозной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.); б) деятельностный подход (чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой).
в) Единство деятельностного и личностного подходов (учащийся - субъект воспитания; процесс общего, социально-нравстенного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер).
Метапринцип: а) личностный подход (ребенок уникален независимо от его индивидуальных особенностей, ценность - а не средство для достижения своих целей); персонализация педагогического взаимодействия (отказ от ролевых масок, адекватного включения личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков); полисубъектный (диалогический) подход («С» - «С» отношения равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия, педагог актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижеия).
г) Индивидуализация и творческая направленность воспитательного процесса.
Метапринцип: а) индивидуально-творческий подход (непосредственная мотивация учебной и других видов деятельности, организация самодвижения к конечному результату; создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей). Овладение базовой гуманитарной культурой; профессионально-этическая взаимоответственность (готовность участников образовательного процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества, его гуманистическом образе жизни, соблюдение норм педагогической этики).
д) Воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Метапринципы: а) концентрированное, инструментальное выражение положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых и при любых условиях организации образования.
Частные принципы организации воспитательной работы:
- обучение и воспитание детей в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и форм организации педагогического процесса, развитие чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощь и др.);
- связь воспитания с жизнью и производственной практикой (систематическое ознакомление школьников с текущими событиями и вовлечение их в общественную и посильную трудовую и др. виды деятельности);
- эстетизации детской жизни (Б.Т.Лихачев) (формирование эстетического отношения к действительности, развитие художественно-эстетического вкуса);
- сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников (поддержка полезных начинаний детей, поощрение инициативы и творчества);
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему (требовательность должна быть гибкой и индивидуализированной);
- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности (замечать и поощрять малейшие порывы школьников к разрушению привычных негативных форм поведения);
- согласованность требований школы, семьи и общественности (обеспечение системы требований, их усложнение, закрепление, совершенствование и настойчивость в их выполнении);
- увлечение воспитанников перспективами, создание ситуаций ожидания завтрашнего дня (осознание ребенком своего успеха и ожидание перспектив (ближних, средних, дальних) его развития);
- сочетание прямых и параллельных педагогических действий (А.С.Макаренко), (воздействуя на группу или коллектив в целом, превращать отдельную личность из объекта в субъект воспитания; коллектив становится инструментом воспитания отдельной личности);
- взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе.