ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Обучение учащихся способам структурирования учебного материала по физике (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ:
- на основе установления причинно-следственных связей (составление плана параграфа и вопросов к нему);
- изложение материала в соответствии с циклом познания в виде логической цепочки «факты - модель - следствия – практика» (гносеологический цикл познания);
- изучение содержания учебного материала по принципу его генерализации вокруг ведущих интегрирующих идей;
- изучение содержания учебного материала по принципу диалектической взаимосвязи основных физических понятий по схеме: материя (физическая модель), движение (характер и форма), взаимодействие (динамическое и энергетическое описание движения материи).
Таблица 1
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА § 16, 8 класс
План параграфа
|
Краткое содержание |
|
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением |
|
Скорость испарения зависит от: рода жидкости, от температуры жидкости, от площади поверхности жидкости, от наличия потока воздушных масс. |
|
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. |
|
Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным паром. |
Рис. 1. Структурирование ПО ПРИНЦИПУ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ
Рис. 2. Структурирование материала § 32 (8 класс) «Электрический ток. Источники электрического тока»
Структурирование ПО ЦИКЛУ ПОЗНАНИЯ
Учащиеся получают задание, план выполнения которого приводится ниже:
- Пронаблюдать явление или объект природы.
- Высказать предположение (гипотезу) о протекании явления, состоянии объекта, характере изменения величин и т.п.
- С помощью рассуждений и опыта подтвердить гипотезу.
- Объяснить наблюдаемое явление или объект природы, если гипотеза подтвердилась.
- Привести примеры практического применения явления, объекта.
§ 36 (7 класс) «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»:
- изучаемыми вещественными объектами являются жидкости и газы;
- давление, производимое на жидкости или газы, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа;
- опыт – сосуд с жидкостью или газом, закрытый поршнем; частицы жидкости или каждого газа после производимого на них давления перемещаются по всем направлениям;
- давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях;
- изготовление бутылок, полет воздушного шара и др.
Схема 4. Структурирование учебного материала по физике на основе
ПРИНЦИПА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТРУКТУРИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ
- Проверка уровня владения учащимися основами языка физики-науки в процессе изучения курса.
- Совершенствование навыков владения языком физической науки (грамотной устной и письменной речи и т.п.), а также обучение школьников следующим приемам:
- работа с учебником или дополнительной литературой, способствующая формированию общеучебных умений (а именно, ….);
- ответы по заранее продуманному (подготовленному) плану.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Развитие памяти и мышления учащихся.
- Разнообразие форм работы на уроках и при выполнении домашних заданий.
ВАРИАНТЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ФИЗИКЕ:
- СЛС;
- ЛОС;
- когнитивные карты;
- модели;
- фреймовые опоры.
ПРИМЕР
2. Теория Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Развивающее обучение, его отличие от традиционной системы обучения. Дидактические модели, реализующие развивающее обучение.
Обучение - процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического и социо-культурного опыта другому человеку, в специально организованных условиях семьи, школы, ВУЗа, сообщества.
Обучение является основным условием психического развития человека.
С точки зрения Выготского проблема соотношения обучения и развития - центральная проблема педагогической психологии.
Существуют разные подходы крешению этой проблемы:
1. Детское развитие не зависит от обучения. Обучение внешний процесс, который согласован с ходом детского развития, но не участвует в нем и ничего в нем не меняет. Развитие идет впереди обучения. (Фрейд, Пиаже, Гезелл)
2. Обучение - это и есть развитие. Каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.
Развитие - накопление всемозможных привычек, рефлексов. (Бихевиористы: Уотсон).
3. Развитие понимается как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения понимается тождественным развитию. (Представители гештальтпсихологии: Вертгеймер).
4. Теория Выготского.
Уровень актуального развития - те психические функции, которые уже сложились у ребенка. Это наличный уровень подготовленности ребенка, результат развития на сегодня. Определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно.
Зона ближайшего развития - те психические функции, которые находятся в процессе становления. Характеризует результат развития на будущее. Определяется с помощью задач, которые решаются с помощью взрослого.
Обучение может опираться на уровень актуального развития - это низшее (традиционное) обучение, а может на ориентироваться на зону ближайшего развития - это высшее (развивающее) обучение.
Зона ближайшего развития - логическое следствие закона интериоризации становления высших психических функций:
высшие психические функции сначало формируются в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними свойствами субъекта.
Когда психическая функция формируется в совместной деятельности, она находится в зоне ближайшего развития, затем она становится формой актуального развития.
Выготский выделил 2 уровня психических функций:
1. Натуральный уровень (непроизвольная форма) (ощущения, восприятие).
2. Высший уровень (произвольная форма) (речь, произвольные память, внимание) передается в процессе обучения, воспитания.
Теория развивающего обучения Эльконина и Давыдова.
Главная цель развивающего обучения - развитие теоретического мышления школьников. В зоне ближайшего развития должно находмться теоретическое мышление.Познание: чувственное и рациональное.
Чувственное познание - позволяет
познавать отдельные свойства предметов и образы.
Рациональное познание - отражение связей и установление отношений между предметами и явлениями (мышление, воображение, речь). Оно делится на эмпирическое и теоретическое.
Эмпирическое - установление связей и отношений на основе наблюдений и действий с предметами (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Теоретическое - установление связей и отношений на основе анализа (абстрактно-логическое мышление).
Обучение должно строиться по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от сложного к простому.
Изучение любой темы начинается с решения мыслительных задач, а не частных примером (как в традиционном обучении). Содержание обучения всегда теоретическое понятие.
Методы обучения - активные (дискуссия, диалог, проблемные и творческие задания, игровые методы).
С помощью этих методов ученики самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос. Задача учителя - сформулировать вопросы, побуждающие к размышлению.
Результаты развивающего обучения:
Формируется теоретическое мышление;
Развиваются такие качества как: знание и понимание самого себя, привычка искать доказательства, способность аргументировать свое мнение.