Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 20

1. Обучение учащихся способам структурирования учебного материала по физике (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ:

  • на основе установления причинно-следственных связей (составление плана параграфа и вопросов к нему);
  • изложение материала в соответствии с циклом познания в виде логической цепочки «факты - модель - следствия – практика» (гносеологический цикл познания);
  • изучение содержания учебного материала по принципу его генерализации вокруг ведущих интегрирующих идей;
  • изучение содержания учебного материала по принципу диалектической взаимосвязи основных физических понятий по схеме: материя (физическая модель), движение (характер и форма), взаимодействие (динамическое и энергетическое описание движения материи).

 

Таблица 1

 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА § 16, 8 класс

 

План параграфа

 

Краткое содержание

  1. Испарение

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением

  1. Скорость испарения

Скорость испарения зависит от: рода жидкости, от температуры жидкости, от площади поверхности жидкости, от наличия потока воздушных масс.

  1. Насыщенный пар

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

  1. Ненасыщенный пар

Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным паром.

 

 

Рис.  1.   Структурирование ПО ПРИНЦИПУ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ

 

 

                                              

 

 

Рис.  2.   Структурирование материала § 32 (8 класс) «Электрический ток. Источники электрического тока»

Структурирование ПО ЦИКЛУ ПОЗНАНИЯ

          Учащиеся получают задание, план выполнения которого приводится ниже:

  1. Пронаблюдать явление или объект природы.
  2. Высказать предположение (гипотезу) о протекании явления, состоянии объекта, характере изменения величин и т.п.
  3. С помощью рассуждений и опыта подтвердить гипотезу.
  4. Объяснить наблюдаемое явление или объект природы, если гипотеза подтвердилась.
  5. Привести примеры практического применения явления, объекта.

§ 36 (7 класс) «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»:

  • изучаемыми вещественными объектами являются жидкости и газы;
  • давление, производимое на жидкости или газы, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку жидкости или газа;
  • опыт – сосуд с жидкостью или газом, закрытый поршнем; частицы жидкости или каждого газа после производимого на них давления перемещаются по всем направлениям;
  • давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях;
  • изготовление бутылок, полет воздушного шара и др.

Схема 4. Структурирование учебного материала по физике на основе

 ПРИНЦИПА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТРУКТУРИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ

  1. Проверка уровня владения учащимися основами языка физики-науки в процессе изучения курса.
  2. Совершенствование навыков владения языком физической науки (грамотной устной и письменной речи и т.п.), а также обучение школьников следующим приемам:
    • работа с учебником или дополнительной литературой, способствующая формированию общеучебных умений (а именно, ….);
    • ответы по заранее продуманному (подготовленному) плану.
      1. Обобщение и систематизация знаний.
      2. Развитие памяти и мышления учащихся.
      3. Разнообразие форм работы на уроках и при выполнении домашних заданий.

ВАРИАНТЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ФИЗИКЕ:

  1. СЛС;
  2. ЛОС;
  3. когнитивные карты;
  4. модели;
  5. фреймовые опоры.

 

ПРИМЕР

2. Теория Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Развивающее обучение, его отличие от традиционной системы обучения. Дидактические модели, реализующие развивающее обучение.

Обучение - процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического и социо-культурного опыта другому человеку, в специально организованных условиях семьи, школы, ВУЗа, сообщества.

Обучение является основным условием психического развития человека.

С точки зрения Выготского проблема соотношения обучения и развития - центральная проблема педагогической психологии.

Существуют разные подходы крешению этой проблемы:

1. Детское развитие не зависит от обучения. Обучение внешний процесс, который согласован с ходом детского развития, но не участвует в нем и ничего в нем не меняет. Развитие идет впереди обучения. (Фрейд, Пиаже, Гезелл)

2. Обучение - это и есть развитие. Каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии.

Развитие - накопление всемозможных привычек, рефлексов. (Бихевиористы: Уотсон).

3. Развитие понимается как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения понимается тождественным развитию. (Представители гештальтпсихологии: Вертгеймер).

4. Теория Выготского.

Уровень актуального развития - те психические функции, которые уже сложились у ребенка. Это наличный уровень подготовленности ребенка, результат развития на сегодня. Определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно.

Зона ближайшего развития - те психические функции, которые находятся в процессе становления.  Характеризует результат развития на будущее. Определяется с помощью задач, которые решаются с помощью взрослого.

Обучение может опираться на уровень актуального развития - это низшее (традиционное) обучение, а может на ориентироваться на зону ближайшего развития - это высшее (развивающее) обучение.

Зона ближайшего развития - логическое следствие закона интериоризации становления высших психических функций:

высшие психические функции сначало формируются в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними свойствами субъекта.

Когда психическая функция формируется в совместной деятельности, она находится в зоне ближайшего развития, затем она становится формой актуального развития.

Выготский выделил 2 уровня психических функций:

1. Натуральный уровень (непроизвольная форма) (ощущения, восприятие).

2. Высший уровень (произвольная форма) (речь, произвольные память, внимание) передается в процессе обучения, воспитания.

Теория развивающего обучения Эльконина и Давыдова.

Главная цель развивающего обучения - развитие теоретического мышления школьников. В зоне ближайшего развития должно находмться теоретическое мышление.Познание: чувственное и рациональное.

Чувственное познание - позволяет

 познавать отдельные свойства предметов и образы.

Рациональное познание - отражение связей и установление отношений между предметами и явлениями (мышление, воображение, речь). Оно делится на эмпирическое и теоретическое.

Эмпирическое - установление связей и отношений на основе наблюдений и действий с предметами (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Теоретическое - установление связей и отношений на основе анализа (абстрактно-логическое мышление).

Обучение должно строиться по принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от сложного к простому.

Изучение любой темы начинается с решения мыслительных задач, а не частных примером (как в традиционном обучении). Содержание обучения всегда теоретическое понятие.

Методы обучения - активные (дискуссия, диалог, проблемные и творческие задания, игровые методы).

С помощью этих методов ученики самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос. Задача учителя - сформулировать вопросы, побуждающие к размышлению.

Результаты развивающего обучения:

Формируется теоретическое мышление;

Развиваются такие качества как: знание и понимание самого себя, привычка искать доказательства, способность аргументировать свое мнение.