Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 19

1. Физика как элемент культуры в системе общего (среднего) школьного образования (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

Взаимосвязь физика-литература, физика-искусство, физика-музыка, физика-архитектура, физика-медицина, физика-окружающий мир, история физики.

Изучая тему мы обращаемся к личностям ученых физиков, которые внесли вклад в развитие законов, теорий. Роль личности в истории науки.

Тот или иной ученый, одновременно был физиком и художником, композитором, музыкантом и т.д. (Эйнштейн играл на скрипке).

Язык физической науки: мышление связано с речью, речь с языком. Умение грамотно говорить и писать те или иные термины, умение правильно произносить их и использовать.

Методологическая корректность речи учителя – это тоже компонент культуры.

Историко-культурный компонент

Современные тенденции развития науки и культуры находят отражение во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании: модернизация образования идет по пути обеспечения целостного восприятия и отражения мира и культуры, сближения естественнонаучного и гуманитарного знания. В связи с этим наука физика в содержании образования должна быть представлена не только как специфическая область научного знания и основа техники, но и как важнейший элемент культуры.

Особую роль в понимании науки физики как элемента культуры играет историко-культурная составляющая (ИКС) физической науки, т.е. история развития физики в единстве и взаимосвязи со всеми элементами культуры и культурой в целом. Значение ИКС физической науки в современной культуре (понимание природы науки, закономерностей и перспектив ее развития, становление целостной картины мира и т.п.) предопределяет значимость отражения ИКС физической науки в содержании современного физического образования. Отражение в содержании образования истории науки в контексте истории культуры невозможно без понимания самим учителем взаимосвязи науки и культуры, а также без понимания образования как приобщения учащегося к культуре. Это, в свою очередь, предопределяет значимость и необходимость организации специальной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. Формирование представлений об ИКС физической науки предполагает формирование у учащихся знаний о взаимосвязи науки и культуры в истории человечества и отношения к физике как элементу культуры, развитие у них интереса к истории науки в контексте культуры.

Одним из основных направлений модернизации современного образования является его гуманизация, предполагающая включение в содержание обучения социального опыта, накопленного человечеством за долгий период его развития, включение ученика в пространство общечеловеческой культуры в единстве и многообразии всех ее составляющих. Данный подход, именуемый культурологическим, был сформулирован в теории педагогики средней школы еще в 70-80-х гг прошлого столетия и с того времени было выполнено большое количество работ по этому направлению. Однако, как отмечает известный исследователь проблем образования А. М. Новиков, до сих пор не решена проблема адекватного представления пространства культуры в целях обучения, конкретных методах и приемах организации деятельности обучающихся, в перечне конкретных элементов знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся.

Все это актуально сегодня в процессе реформирования содержания общего среднего образования, до сих пор сильно подверженного влиянию идей знаниецентристского подхода.

Рядом исследователей общего среднего и профессионального образования было установлено, что одним из продуктивных направлений культуросообразного подхода является идея историко-научного наполнения содержания обучения, а также разработаны соответствующие конкретные методические решения в различных дисциплинах, обозначенных в стандартах общего среднего образования Известны также немногочисленные работы, посвященные историзации образования в педагогических вузах.

Не умаляя значимости полученных результатов, необходимо отметить, что и в части историзации культурологический подход пока еще не получил логического завершения. В общем среднем образовании решение проблемы продвинулось до этапа, на котором можно делать обобщающие выводы и на этой основе осуществлять «восхождение к конкретному». Это в полной мере относится и к естественнонаучному компоненту общего среднего образования.

Данные обстоятельства обусловливают то, что естественнонаучные идеи, законы, принципы и их технические приложения усваиваются учениками как набор фактов, безотносительно к истории их появления в научном знании, без осознания их исторической обусловленности, а также логики борьбы идей, предшествующей их признанию в качестве научных истин. Такой тип естественнонаучного образования в средней школе проявляет ряд серьезных негативных тенденций:

а) от учеников ускользает культурный пласт эпох, в которые рождались важнейшие фундаментальные открытия, лежащие в основе многих современных отраслей техники, естественнонаучное знание искусственно обезличивается, теряет свою содержательную основу;

б) учащимися слабо осознается глубокая историческая и содержательная взаимосвязь естествознания и техники, зачастую эти области человеческой деятельности воспринимаются ими как не связанные между собой, что естественным образом снижает их мотивацию к глубокому и серьезному изучению основ естествознания на начальной ступени обучения.

Все отмеченное выше можно обозначить в виде противоречия между историческим содержанием естественнонаучного образования в средней школе, необходимым с точки зрения полноценной реализации задач общего среднего образования, и степенью реальной разработанности его содержания, включенного в образовательные стандарты

2. Коллектив как объект и субъект воспитания (современный и исторический аспекты).

Коллектив как объект и субъект воспитания (современный и исторический аспекты).

ДИАЛЕКТИКА КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

{Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.}

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива.     Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Большой вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что "никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива". Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. {Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др.}

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

{Совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.}

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через СМИ, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.

Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других он становится в силу определенных условий.

Как член коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение.

Но если школьник убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни.

Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

{Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.}

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ФУНКЦИИ.

Что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. (А. С. Макаренко)

Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.

Основные характерные признаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива); систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ.

Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста.

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление ( А. С. Макаренко):

- На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.

- На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив.

- Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.

В настоящее время сложился другой подход к определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей средством.

Л.И.Новикова выделяет

1) стадию сплочения коллектива,

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся, 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА.

• Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д.

• Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива.

• Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

• Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит процесс обособления, эталонизации, внутренней слитности и спаянности.

• Если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

{{Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.

Признаки социально-психологической зрелости группы (Л.И.Уманский).

• Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой самоуправляемости.

• Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

- Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.

- Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности.

- Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

• Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

- интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция;

- микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней;

- референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей;

- лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач;

- интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей;

- интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе.}}