ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
1. Проверка достижения учащимися целей обучения физике: методы, формы, функции проверки и оценки (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
Значение и функции проверки и оценки достижений учащихся
В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звеньев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, их соответствие требованиям на каждом этапе, а в итоге требованиям Государственного образовательного стандарта. Получив объективную картину качества усвоения учащимися учебного материала, учитель может целесообразно строить дальнейшее обучение и своевременно его корректировать. В этом одна из важнейших функций проверки знаний учащихся, называемая контролирующей.
Помимо контролирующей функции проверка знаний и умений выполняет обучающую функцию В частности, при проверке знания учащихся уточняются, систематизируются. Отвечая на поставленные учителем вопросы, учащиеся учатся выделять главное, основное в учебном материале; применяя знания, они приобретают определенные умения.
Проверка знаний и умений позволяет развивать познавательные способности учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Нельзя не согласиться с утверждением, что «проверка - специфическое незаменимое звено обучения, этап познавательного процесса, когда мыс штельная и речевая активность учащихся очень высоки и школьники обучаются, исходя из достигнутого ими понимания вопроса, в частности на своих ошибках».
Проверка знаний и умений выполняет и определенные воспитывающие функции. Она дисциплинирует учащихся, приучает их к систематической регулярной работе, развивает чувство ответственности за свой труд. Проверка знаний способствует формированию таких черт личности, как настойчивость в преодолении трудностей, воля, упорство.
При классно-урочной системе организации учебного процесса проверка знаний содействует развитию у учащихся чувства товарищества, выработке у них умений слушать ответы других учащихся, принимать участие в дискуссии, критически осмысливать свои высказывания и высказывания других учащихся и выражать свое отношение к ним.
Для того чтобы проверка знаний и умений выполняла свои функции, чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.
13.1. Методы, формы и средства проверки знании и умений учащихся по физике
В зависимости от цели урока или цели проверки могут использоваться различные методы, формы и средства его проведения. Традиционные методы проверки знаний и умений представлены на схеме 23.
Кроме традиционных методов проверки знаний и умений в настоящее время все большее распространение получает проверка с помощью заданий тестового типа, или тестовая проверка.
Под тестом понимается форма контроля знаний учащихся, обеспечивающая объективную и унифицированную проверку знаний, основанную на предъявлении большого числа заданий, требующих либо дачи краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных.
Тесты позволяют количественно измерять уровень знаний учащихся, что важно, поскольку в этом случае обеспечивается необходимая точность и объективность проверки.
Используемые в практике работы школы задания не совсем соответствуют требованиям, предъявляемым к тестам, и это несоответствие проявляется прежде всего в том, что они не отнесены к определенной норме, что затрудняет строгий количественный учет. В дальнейшем нами под тестами будут пониматься задания тестового типа или задания для оперативного контроля.
По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа). Задания первого типа требуют от учащихся самостоятельного формулирования краткого ответа на вопрос, или заполнения пропуска в предложении, или завершения предложения. Например: «Какими способами можно изменить внутреннюю энергию
тела?» или «Обогревание жилых помещений основано па явлении...».
Тест второго типа представляет собой вопрос с набором ответов к нему, из которого учащиеся выбирают правильный (иногда их может быть несколько) и полный ответ. В свою очередь эти тесты делятся на альтернативные, множественного и перекрестного выбора Альтернативные тесты предполагают выбор ответа из двух возможных (да-нет, либо-либо). Например: «Тела при нагревании... А - расширяются, Б - сжимаются».
Тесты множественного выбора содержат ряд ответов, среди которых один абсолютно правильный, другие - неполные, неточные или содержат типичные ошибки учащихся. Целесообразно ставить такие вопросы, чтобы для выбора можно было дать ответы, которые являются правильными для других ситуаций и тоже должны быть усвоены учащимися. Например: «Как записывается закон Кулона для вакуума в СИ?
Этот тест не содержит абсурдных, нелепых ответов, каждая формула представляет собой закон Кулона, записанный для разных условий: для вакуума в системе СГСЕ, для среды в системе СГСЕ, для вакуума в СИ, для среды в СИ.
Ошибочных ответов не содержит и тест перекрестного выбора. Он представляет собой группу однородных заданий и группу ответов, среди которых нужно найти ответ, соответствующий каждому заданию. Например. «Какие соотношения характеризуют участок цепи: при последовательном соединении резисторов; при параллельном соединении резисторов?
Указанная классификация тестовых заданий содержит в своей основе формальный признак. Задания могут также различаться по характеру деятельности учащихся при их выполнении. Исходя из этого, можно выделить задания на узнавание явления, объекта, закона среди данных, на отнесение данного явления к соответствующей категории, на нахождение примера, подтверждающего данное правило, и т п.
Оценка знаний и умений учащихся по физике
Знания учащихся оцениваются по пятибалльной системе. При выставлении оценок учителя руководствуются определенными критериями, к которым относятся объем, глубина и осознанность знаний, умение анализировать и обобщать изученный материал и пользоваться приобретенными знаниями в познавательной и практической деятельности.
Ориентирами для учителя при оценивании знании могут служить примерные нормы оценки знаний и умений по физике, приведенные в общеобразовательной программе, разработанной коллективом сотрудников Института общего среднего образования РАО. В программе, в частности, выделены знания и умения, которые учитываются при оценке.
К ним относятся знания: о физических явлениях.
- признаки явления, по которым оно обнаруживается,
- условия, при которых протекает явление;
- связь ланного явления с другими;
- объяснение явления на основе научной теории;
- примеры учета и использования его на практике, о физических опытах:
- цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
-явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
- определение понятия (величины);
- формулы, связывающие данную величину с другими,
- единицы физической величины,
- способы измерения величины; о законах:
- формулировка и математическое выражение закона;
- опыты, подтверждающие его справедливость;
- примеры учета и применения на практике;
- условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы:
основные следствия;
- практические применения:
- границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
- назначение;
- принцип действия и схема устройства;
- применение п правила пользования прибором.
Оценке подлежат следующие умения:
- применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
- пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
- планировать проведение опыта;
- собирать установку по схеме;
- пользоваться измерительными приборами;
- проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
- оценивать результаты измерений и вычислять погрешности измерений (для с арших классов);
- составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
В программе приводятся примерные нормы оценок за устные ответы учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
-строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
-может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
- выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
-самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка знаний и умений учащихся должна сопровождаться разбором положительных и отрицательных сторон в знаниях учащихся. В этом случае учащиеся смогут уяснить требования учителя к их знаниям и будут стремиться работать в соответствии с ними. Оценка должна быть справедливой, объективно отражающей знания учащегося; недопустимо формальное отношение учителя к оценке знаний учащихся. Следует помнить, что оценка является определенным воспитательным фактором, поэтому она в ряде случаев может носить поощрительный характер и стимулировать желание учащихся добиваться хороших результатов в учебе.
Все данные учета знаний и умений учащихся выставляются в журнал и в ученический дневник. Важно, чтобы учащиеся знали, какие оценки и за что им выставляются. Что касается числа оценок, то всесторонность и надежность учета требуют, чтобы у каждого учащегося их было по возможности больше; однако нельзя впадать в другую крайность - ставить оценку за каждое произнесенное слово. Это может привести к тому, что сложится впечатление о легковесности оценки, о возможности получить ее без особого труда, в то время как отметка должна быть объективным показателем достижений учащихся и качества их повседневной учебной работы.
2. Внимание. Характеристика видов и свойств внимания. Причины невнимательности. Способы и приемы воспитания внимания.
Внимание. Характеристика видов и свойств внимания. Причины невнимательности. Способы и приемы воспитания внимания.
Внимание – направленность психической деятельности и сосредоточенность её на объекте, имеющем для личности определенную значимость.
Направленность – избирательный характер психической деятельности.
Сосредоточенность – углубленность, отвлечение от всего постороннего.
{Внимание человека отлично от внимания животных тем, что представляет собой социальную природу, оно порождено трудовой деятельностью и является одной из характеристик трудового процесса.}
Виды внимания:
Деление внимания на виды осуществляется с помощью двух критериев: осознаваемой цели и волевого усилия.
1. Непроизвольное внимание – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. (Осознаваемая цель отсутствует, волевого усилия не прикладывается).
Факторы, способствующие привлечению внимания:
1) Характер раздражителя (сила, яркость, громкость, новизна, контраст).
2) Эмоциональный характер раздражителя.
3) Структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные.
4) Отношение раздражителя к потребностям.
2. Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями действительности. (Характерно наличие осознаваемой цели и волевого усилия.)
3. Послепроизвольное внимание – возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.
Высшая форма внимания. Регулируется увлеченностью процессом и характеризуется самой высокой степенью сосредоточенности.
Осознаваемая цель присутствует, но волевого усилия не требуется, внимание поддерживается интересом.
Свойства внимания:
1. Объем внимания – число объектов, которые одновременно могут выть в поле внимания, при этом осуществляется быстрое и глубокое понимание целого (7±2 – магическое число Миллера).
Объем так же зависит от организации воспринимаемого, и возрастает, когда предметы структурированы.
2. Распределение выражается способностью человека одновременно удерживать несколько объектов, видов деятельности или действий.
Уровень распределения внимания зависит от:
1) Характера совершаемых и совмещаемых видов деятельности.
2) Степени сложности видов деятельности.
3) Степени автоматизации деятельности.
3. Переключение – перенос внимания с одного объекта на другой в связи с изменение задач деятельности (трудно переключать внимание с сильного раздражителя на слабый, от значимого к незначимому).
4. Концентрация (интенсивность) – степень сосредоточение внимания на объекте.
Показатель концентрации внимания – помехоустойчивость – трудность отвлечения от предметов деятельности посторонними раздражителями.
У одного и того же человека уровень концентрации может быть разным в разное время, он зависит от интереса к деятельности, её важности, степени утомления человека, его физического состояния.
5. Устойчивость внимания – характеризуется тем, насколько прочно сохраняется внимание в течение длительного времени. Зависит от силы н.с., от характера деятельности, от интереса к ней.
6. Рассеянность внимания – легкая отвлекаемость, чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта к другому, что делает невозможным выполнение работы.
Причины невнимательности у детей:
1. Хроническая усталость и сильная утомляемость у ребенка.
2. Частые стрессы и глубокие переживания.
3. Особенности индивидуального восприятия ребенка.