Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 14

1. Альтернативные формы организации учебных занятий по физике в школе (элективные курсы, внеклассная работа): цель, назначение, место в учебном процессе (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

12.1.                                     Виды и формы внеклассной работы по физике

Различают применительно к деятельности учителя-предметника два типа внеклассной работы: занятия с учащимися, отстающими в своей ра­боте от других (дополнительные занятия), и работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный интерес и спо­собности.

 

Последняя и есть собственно внеклассная работа в традиционном понимании этого термина.

 

Главными общепедагогическими принципами, на которых основывается  внеклассная работа, являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучения. Для внеурочной работы характерны также необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся, добровольность выбора ими вида работы, определенная само­стоятельность участников работы, учет местных условий.

 

На современном этапе развития школы наиболее важными задачами внеклассной работы являются следующие:

-     повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

-всемерное развитие познавательной и творческой активности учащихся;

-усиление практической направленности знании, формирова­ние у учащихся устойчивых умений и навыков;

-осуществление индивидуализации и дифференциации в рабо­те с детьми;

-     всестороннее развитие личности ребенка.

 

Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:

1.   Привлечение научной, научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных со­трудников) к работе с учащимися.

2.   Развертывание внеклассной работы по новым отраслям нау­ки, техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетике, вычислительной технике, голографии и т.п.).

3.   Усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта ра­боты с учащимися. Это - рассмотрение физических, экологических проблем, изучение вопросов истории физики и т. п.

4.   Отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе, в частности создание межпредметных кружков, и т.д.

5.   Поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формирова­нию и развитию активности и творческих способностей учащихся.

 

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:

I Индивидуальная работа - работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике и технике, подготовкой на этой основе рефератов, докладов и сочинений; руководство детским творческом; помощь в решении задач повышенной сложности; руководство исследовательской работой учащихся и т.п.

2.   Групповая работа - систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных детских интересов, приобрете­ние новых знаний и практических умений (кружки, секции НОУ).

3.   Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, - лекции, вечера и конференции, устные журналы и беседы; недели декады, месячники физики и техники; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии и т. п.

На практике все три вида внеклассной работы взаимосвязаны.

 

Три главных направления внеклассной работы –  образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское – наи­более полно проявляются именно в работе кружков.

 

Содержание занятий кружка общеобразовательного типа направлено обычно на углубление и расширение знаний и умений, получаемых на уроке.

Занятия кружка могут быть объединены общей темой, например: «Физики мира», «История физики и техники», «Физика вокруг нас» и т.п.

 

Программы для кружков составлены преимущественно в двух вариантах - на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся один или два раза в неделю по 45 минут. Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.

На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть - докладам, выступле­ниям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями учи­тель проводит индивидуальные консультации.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Для распространения влияния кружковой работы на большее число учащихся можно сделать посещение занятий кружка открытым для всех учащихся.

12.3.                                         Вечера и конференции по физике и технике

Главной целью любого вечера является привитие интереса к занятиям физикой, стимулирование учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предмета.

Тема вечера должна быть связана с учебной программой и доступна для понимания учащихся, быть интересной и увлекательной для детей данного возраста.

Темой вечера (или конференции) могут послужить:

-     памятные даты и знаменательные события в науке и технике («День радио» и т.п.);

-     крупные достижения науки и техники («Лазеры - чудо XX ве­ка» и т.п );

-жизнь и деятельность великих отечественных и зарубежных ученых («Жизнь и деятельность И.Ньютона» и т.д.);

-     отдельные темы или разделы школьной программы («Трение», «Закон сохранения и превращения энергии» и т.п.);

-вопросы, раскрывающие роль физики в жизни человека и развитии техники («Физика вокруг нас», «Физика и медицина», «Физика и музыка» и т.п.).

 

Вечер (конференция), как всякое массовое мероприятие, требует очень четкой организации. Цель вечера - раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую тему. Поэтому порядок выступления должен быть хорошо продуман, а сами вы­ступления должны быть краткими и четкими.

Длительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов.

Конференция (вечер) является итогом большой творческой работы коллектива, поэтому важно развивать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, формировать умение вовре­мя прийти на помощь товарищу.

Вечера и конференции чаще всего организуют в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким использованием демонстрационных опытов и техниче­ских средств.

 

Название «конференция», а не «вечер» оправдывается прежде всего выбором более серьезной темы, а также временем и формой ее проведения. Конференция старшеклассников часто является итогом их работы по изучению большого раздела или темы курса физики в течение нескольких месяцев или даже итогом работы всего учебного года.

В старших классах полезно проводить кон­ференции, содержание которых позволило бы объединить мате­риал нескольких разделов школьного курса физики (и не только физики), показывало бы взаимосвязь наук.

Одна из наиболее любимых школьниками форм проведения вечеров - конкурсы, вечера-турниры. Такой вечер, проводится обычно в форме соревнований двух-трех команд. Команды формируются в соста­ве 10-12 человек, каждая из которых готовится заранее.

В ходе ве­чера-состязания участники команд соревнуются в ответах на во­просы, в постановке опытов и т.п. При этом важно, чтобы каждый из кон­курсов нес определенную познавательную нагрузку, а при оценке ответов на первое место ставилась физическая сущность ответа.

В VII—VIII классах популярны вечера занимательной физики. На таком вечере показывают занимательные опыты из различных разделов курса, проводят физические викторины, делают корот­кие сообщения, разыгрывают небольшие инсценировки.

Про­грамма такого вечера должна быть хорошо продумана, чтобы предложенные опыты, вопросы, задачи не носили беспорядочный, случайный характер, а были связаны единым сценарием.

Успех вечера в немалой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Яркие афиши, плакаты с высказывания­ми ученых, газеты, стенды, оформленная сцена, демонстрацион­ные приборы и ТСО - все это непременные атрибуты оформле­ния помещения, где проходит вечер. Необходимо подвести ито­ги вечера, наградить победителей, выпустить газету или стенд с освещением итогов вечера.

12.4.                                                                  Олимпиады по физике

Олимпиады - общепризнанная и наиболее массовая форма внеклассной работы. Их организуют в настоящее время во всех регионах страны по многим предметам.

 

Важно, что цели олимпиад не только выявление наиболее одаренных учащихся, но и создание условий для пробуждения инте­реса к изучению физики у большого числа учеников.

 

При организации и проведении олимпиад преследуются следующие дидактические и воспитательные цели:

-     развитие устойчивого интереса к предмету;

-     систематизация и повторение ранее изученного материала;

- развитие у школьников рационального физического мышления;

- воспитание таких качеств, как настойчивость, целеустрем­ленность, умение преодолевать трудности;

-     оказание помощи учащимся старших классов в выборе про­фессии.

 

Олимпиады по физике проводятся в настоящее время в пять этапов.

I этап - школьные олимпиады. Проводятся они силами учите­лей в первом полугодии учебного года, и участвовать в них могут все желающие учащиеся.

II этап - районные  олимпиады. Этот этап проводится в декабре-январе по заданиям, со­ставленным краевыми, областными оргкомитетами.

III  этап - краевые, областные олимпиады. Организуют и проводят этот этап област­ные комитеты в январе-феврале.

IV  этап - зональный. Он проводится в марте (в дни школьных каникул) одновременно в четырех зонах: северо-западной, централь­ной. юго-западной и сибирской. Для этого этапа задачи утверждают­ся Центральным оргкомитетом Всероссийском олимпиады.

V   этап - заключительный. Он проводится в апреле в одном из городов России, и в нем участвуют победители зональных олимпиад - по 7-8 человек от каждого класса.

 

Победители олимпиады награждаются дипломами I, II и III степеней, похвальными грамотами, ценными подарками и специальными призами. Специальные призы даются школьникам за лучшее решение задачи, а также самому молодому участнику и т.п.

 

Ученики IX-X классов, награжденные дипломами I и II степеней, получают приглашение участвовать в заключительном туре олимпиады следующего года. Ученики выпускного класса, награ­жденные дипломами I и II степеней, получают рекомендации в вузы физико-математического профиля. Из победителей Всероссийской олимпиады отбираются кандидаты в команду России на международную олимпиаду по физике.

 

Олимпиады на III, IV и V этапах обязательно проводятся в два тура. В первом туре выполняются письменные работы - теоретические задачи, во втором - экспериментальные практические задания.

 

Теоретические задания можно условно разделить на две категории. Первая - это задания, которые «уводят» учащихся в мир идеа­лизированных моделей. Это своего рода головоломки.

Вторая категория - задания, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физических опытов или при наблюдении явлений природы. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты.

 

Экспериментальные задания также можно условно разделить на несколько типов:

-     измерение какого-либо параметра физического тела или сис­тем тел;

- выявление и исследование какой-либо зависимости;

- определение кинематической, электрической или оптической схемы, скрытой в «черном ящике», и нахождение параметров этой схемы;

-     конструирование действующей модели технического устройства.

 

Экспериментальное задание обычно предполагает несколько способов его выполнения. Ученик должен провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ.

 

При проведении олимпиад в последние годы стали использовать еще и тесты. Они позволяют проверить уровень знаний уча­стников по большому количеству разделов, способствуют более объективному определению победителей.

Каждый тест состоит из 10 заданий. Время, выделенное на его решение, 45 минут.

 

Олимпиадные задачи должны быть доступными, не выходить за рамки школьной программы, не требовать для своего решения громоздких и сложных вычислении и вызывать у школьников живой интерес.

Можно принять следующее определение: олимпиадные задачи - это задачи повышенной сложности, нестандартные по условию и методам их решения.

 

Решение таких задач требует от учащихся ясного понимания основных законов физики, творческого умения применять эти законы, развитого ассоциативного мышления, внимания, волн в преодолении трудностей и твердых навыков в решении обычных школьных задач.

К задачам повышенной сложности в основном относят:

-     задачи, допускающие различные подходы к их решению;

-     задачи, решение которых требует привлечения материала из нескольких разделов курса физики или других учебных предметов (например, астрономии, химии и т.д.);

-     задачи с элементами альтернативы;

-задачи, решение которых требует вероятностных рассужде­ний и введения определенных предположений;

-задачи с предегавленными в их условии завуалированными данными;

-задачи, в которых обнаруживается противоречие между ре­зультатами вычислений и «здравым смыслом».

 

Наиболее ответственным моментом при проведении олим­пиады является проверка и оценка работ участников теоретиче­ского и экспериментального туров, выработка единых критери­ев оценки решения задач.

 

При оценке выполнения экспериментальных заданий учитываются: теоретическая обоснованность работы, выбор метода ее выполнения, процесс проведения измерений и анализ результатов выполнения работы.

Учитывается также качество оформления отчета о проделан­ной работе и соблюдение правил безопасного труда.

При подведении итогов каждой задаче присваивается коэффициент сложности. Обычно значение коэффициента выбирается после проверки решения всех задач. Задача, с которой справилось мини­мальное число участников, получает максимальный коэффициент.

 

Участнику олимпиады предоставляется возможность оспорить правильность оценки работы, обсудить свое решение с членами жюри.

 

Экспериментальные задания

1.         Определите коэффициент трения песка о песок.

Оборудование: ящик с сухим песком, тонкий металлический

стержень, линейка, воронка.

Элективные курсы (МЕРЗЛЯКОВА,  ЗУЕВ)

Элективные  курсы  проводятся  в  школе  за  счет  времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. Число часов школьного компонента увеличивается в старших классах до 12 часов в неделю,  что  позволяет  как  вводить  в  содержание  обучения  новые учебные  курсы,  отвечающие  потребностям  выбранного  школой направления  специализации  образования,  так  и  углублять  изучение одного или нескольких учебных предметов, входящих в федеральный компонент (в том числе и физики).

 Элективные  курсы  –  обязательные  для  посещения  курсы  по выбору  учащихся, входящие в  состав профиля  обучения  на старшей ступени школы.

Выделяют элективные курсы двух типов: 

1.  Предметные  элективные  курсы.  Цель  –  углубление  и расширение  знаний  по  предметам,  входящих  в  базисный  учебный план школы.

В частности, по физике элективные курсы разделяют на несколько групп:

- Элективные  курсы  повышенного  уровня,  направленные  на углубленное  изучение  физики  и  имеющие  как  тематическое,  так  и временное согласование с профильным курсом физики.

- Элективные  спецкурсы,  в  которых  углубленно  изучаются отдельные  разделы  профильного  курса  физики.  Примерами  таких курсов  могут  быть  «Механика»,  «Термодинамика»,  «СТО», «Физика атома и атомного ядра» и др.

- Элективные  спецкурсы,  в  которых  углубленно  изучаются отдельные  разделы  базового  курса,  не  входящие  в  обязательную программу.  Примерами  таких  курсов  могут  быть «Гидроаэродинамика»,  «Уравнения  Максвелла», «Элементы квантовой механики» и др.

- Прикладные  элективные  курсы,  цель  которых  –  знакомство учащихся с важнейшими применениями знаний по физике на практике, развитие  интереса  учащихся  к  современной  технике  и производству. Возможные  примеры  таких  курсов:  «Физика  и  компьютер», «Техника и окружающая среда» и др.

- Элективные  курсы,  посвященные  изучению  физических методов  познания  природы.  Примерами  таких  курсов  могут  быть: «Измерения физических величин»,  «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Физико-техническое моделирование» и т.д.

- Элективные курсы по истории физики и астрономии.

- Элективные  курсы,  посвященные  изучению  методов  решения задач на основе результатов физического эксперимента.

2. Межпредметные элективные курсы. Цель – интеграция знаний учащихся  о  природе.  Примерами  таких  курсов  естественнонаучного профиля  могут  быть:  «Физика  космоса», «Естествознание»,  «Элементы биофизики» и др.

2. Теория П..Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Этапы формирования учебных действий. Типы ориентировочной основы действия.

 Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Этапы формирования учебных действий. Типы ориентировочной основы действия.

Теория направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания).

В основе теории лежат основные психические законы:

• Закон интериоризации Выготского: всякая высшая психическая функция существует вначале в отношениях между людьми (во вне), затем она преобразуется во внутреннюю функцию личности.

• Закон единства создания и деятельности Рубинштейна: сознание формируется в процессе деятельности, с другой стороны сознание управляет деятельностью.

• Теория деятельности Леонтьева. Существует внутренняя психическая и внешняя предметная деятельность. Они тесно связаны между собой и подчиняются одним и тем же законам.

Любое осваемое умственное действие имеет две части:

ориентировочная часть (понимание как выполняется),

исполнительная часть (умение его выполнить).

В обучении действию первостепенное значение имеет ориентировочная часть.

Ориентировочная основа действия (ООД) - система указаний, ориентиров, сведений о всех компонентах действия, т.е. о его предмете, цели, этапах выполнения и результате.

{Гальпериным и Талызиной проведена типология ООД по трем критериям:

-полнота ориентиров (наличие в ней сведений обо всех компонентах действия).

-степень обобщение (широта класса объектов, к которым применимо данное действие).

-способ получения (каким образом субъект стал обладателем данной ООД).}

Три типа ООД:

• характеризуются неполным составом ориентиров, они представлены в частном виде и вырабатываются учеником путем проб и ошибок. Обучение идет медленно, с большим количеством ошибок.

• Ориентиры даны в полном составе, но в частном и в готовом виде. Обучение идет быстро и безошибочно, но сфера переноса действия ограничена.

• характеризуются полным составом ориентиров, они даны в общем виде. Они составляется самим учеником с помощью общего метода, который он освавает под руководством учителя. Обучению присущи не только быстрота и безошибочность, но и широта переноса.

Этапы формирования учебных действий (этапы интериоризации):

1.Создание мотивации обучения.

2.Составление схемы ООД.

3.Выполнение действия в материальном виде с опорой на реальные предметы или модели.

4.Выполнение действия на уровне внешней (громкой) речи.

5.Выполнение действия в речи про себя.

6.Действие превращается во внутреннее, умственное.

{Интериоризации – это процесс преобразования внешней предметной деятельности в действия в уме.}{{Учение – процесс целенаправленного, сознательного присвоения человеком передаваемого ему общественно-истор. опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.}}