Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 12

1. Формирование основ научного мировоззрения учащихся в процессе изучения физики в школе (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

В школьном возрасте интенсивно происходит процесс становления личного мировоззрения учащихся. Человек определяет свое место в мире. Социологические исследования показывают, что в действительности в мировоззрении отдельного человека чаще всего присутствуют и сложным образом соединяются элементы и научного, и религиозного, и мистического миропонимании. Причем в ряде случаев сложно установить даже, есть ли преобладание одного из них.

В процессе обучения и при взаимодействии с миром в целом каждый человек должен сам для себя решить проблему выбора той или иной мировоззренческой концепции. Роль учителя состоит в том, чтобы оказать учащемуся помощь в выборе мировоззренческой концепции.

Возникает вопрос: должен ли учитель сознательно и целенаправленно оказывать специальное воздействие на процесс становления личного мировоззрения учащихся и имеет ли он вообще на это право?

Более того, если учитель физики проводит работу по формированию мировоззрения учащихся, то это оказывает существенное влияние на процесс овладения учащимися физическими знаниями, и, кроме того, без специального внимания со стороны учителя к формированию мировоззрения учащихся для многих из них может остаться нерешенным вопрос о необходимости изучения курса физики вообще.

Важными характеристиками мировоззрения, формируемого при обучении основам наук, и в частности физике, выступают научность и гуманистичность мировоззрения. Однако в основе научного мировоззрения могут лежать разные системы философских взглядов.

Учитель физики может иметь то или иное мировоззрение, но с большой вероятностью в основе его мировоззрения лежит диалектико-материалистический подход к пониманию природы.

В рамках этой концепции «обсуждаются» такие принципиальные философские категории, как материя и движение, взаимодействие, причина и следствие и др. Физика как фундаментальная наука о природе оперирует этими понятиями, и ее изучение способствует их усвоению. Все это и определяет правомерность рассмотрения диалектико-материалистического подхода к формированию мировоззрения на уроках физики.

Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих определенному миропониманию.

Специфика мировоззрения может быть установлена, если рассмотреть объект и форму отражения мира, которые характерны для мировоззрения как одной из форм личного сознания.

Можно выделить такие аспекты мировоззрения, как естественнонаучный, социальный, гуманитарный и гносеологический, в соответствии с такими аспектами действительности, как природа, общество, человек и процесс познания. Отражение всех этих аспектов действительности происходит в форме обобщенных знаний (знаний, имеющих философский характер) и в форме взглядов, убеждений и пр., играющих определяющую роль в поведении, в деятельности человека.

Можно считать, что в первом приближении основной вклад изучения курса физики в формирование мировоззрения состоит в создании у учащихся определенных системных философски осмысленных знаний о природе и процессе ее познания человеком, т.е. в формировании фундамента естественнонаучного и частично гносеологического аспектов мировоззрения. Однако представляется важным и интересным не только влияние изучения физики на становление мировоззрения. Существует и влияние складывающихся философских знаний на формирование знаний собственно физических.

Основные направления или компоненты формирования мировоззрения при обучении физике.

Первым компонентом можно считать формирование фундамента мировоззрения - системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о природе и ее познании человеком. Если избран диалектико-материалистический подход к формированию мировоззрения учащихся, то в фундамент мировоззрения включаются три группы философских обобщений, касающихся материальности, диалектичности и познаваемости мира.

К первой группе относятся идеи материи и движения, их взаимосвязи, неуничтожимости и несотворимости, пространственно-временного существования; идеи взаимодействия, материального единства мира и пр. Ко второй группе относятся идеи всеобщей связи явлений, существования определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи и пр. В третью группу входят категория истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания и т.п.

Для того чтобы в дальнейшем говорить о конкретной работе учителя физики по формированию мировоззрения учащихся, надо определить, что означают слова «знания, осмысленные с философских позиций». Речь идет о том, что конкретное научное знание может быть неразрывно связано с важнейшими философскими идеями.

Если знания «окрашиваются» чувствами, появляется личное отношение к знаниям, то можно назвать это взглядами личности. Если же человек уверен в истинности своих взглядов, стремится и умеет отстаивать свою точку зрения, то можно говорить и об убеждениях по определенным вопросам. Вторым компонентом этой деятельности будем считать формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.

Убеждения, которые формируются при изучении физики, должны быть связаны с физическими знаниями, и эта связь может быть столь тесной, что возникает ощущение неразличимости убеждения и знания.

Помимо обобщенных знаний, взглядов и убеждений, им соответствующих, у учащихся должен быть сформирован определенный стиль мышления. Если поставлена задача формирования диалектико-материалистического миропонимания, то ему соответствует диалектический стиль мышления. Поэтому в качестве третьего компонента формирования мировоззрения можно выбрать развитие диалектического мышления учащихся. Такое мышление отличается рядом характерных черт. Ядром диалектического мышления выступает умение мыслить противоречиями.

2. Память. Виды памяти. Психологические закономерности памяти. Условия успешности запоминания.

Память. Виды памяти. Психологические закономерности памяти. Условия успешности запоминания.

Память – это сложная психическая функция, включающая запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта.

Память изменяется с течение времени, поддается тренировке.

Успешность памяти зависит от:

1) Степени завершенности действий запоминания.

2) Интересов и склонностей личности.

3) Отношения к личности к запоминаемому материалу.

4) Эмоционального настроя.

5) Волевого усилия.

Виды памяти:

• В зависимости от длительности сохранения информации:

1) Кратковременная память (запоминание на короткий срок).

2) Долговременная память (длительность хранения материала)

3) Оперативная память – запоминание в процессе конкретной деятельности (долговременная, кратковременная). Ничто не может попасть в долговременную память минуя кратковременную.

• В зависимости от цели:

1) Произвольное запоминание – включает в себя осознаваемую цель и волевое усилие, определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче.

2) Не произвольная память – отсутствуют цель и волевое усилие, специальная задача отсутствует, запоминание сопровождает другую деятельность.

• В зависимости от степени осмысленности

1) Механическая память – материал не осмыслен (объем 7±2 единицы).

2) Логическая память – построение логических связей, отражающих важные стороны и отношение объектов.

• В зависимости от индивидуальных особенностей личности:

1) Наглядно-образный тип памяти (зрительный, слуховой, кинестетический, обонятельный, осязательный)

2) Словесно – логический – лучше запоминается словарный не редко абстрактный материал.

3) Эмоциональный – лучше сохраняются пережитые человеком чувства

4) Феноменальный – исключительная образность (страница книги запоминается целиком).

Теории памяти

• Ассоциативная теория.

Ассоциации – закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями.

Закон ассоциации – если определенные психические образы возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь. Повторное  появление какого-либо из этих образов вызовет в сознании и другие связанные с ним образы.

Выделяют три вида ассоциаций:

1) Ассоциации по смежности – образы связанны пространственно-временной близостью  впечатлений. Элементарный вид ассоциаций, без существенной переработки информации.

2) Ассоциации по сходству – основаны на аналогиях. Требуют более сложной обработки полученной информации. На них основаны все сравнения.

3)Ассоциации по контрасту  – фиксируют противоположенные явления. Этот вид связи основан на противопоставлении.

• Физиологическая теория. Память – процесс образования и закрепления условно – рефлекторных связей.

• Физическая теория. Прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след, что выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути

• Биохимическая теория – основана на действии ДНК и РНК.

Формы воспроизведения памяти:

1) Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта.

2) Воспоминания – при отсутствии восприятия объекта.

3) Припоминание – активный поиск.

4) Реминисценция – отсроченное воспроизведение.

{Условия успешности запоминания.

Установление связей и структуры – основное условие успешности запоминания.

Протекание процессов запоминания, сохранения, воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков материал сам по себе, а прежде всего тем, что с ним будет делать субъект.

Условия успешности запоминания – повторение через 15-20 мин.; через 8-9 часов; через 24 часа.}