Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 11

1. Требования к результатам обучения. Цели обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях: способы  задания и таксономии в свете типовых профессиональных задач учителя физики (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

 

Способы задания целей обучения

Выделяют три уровня его форми­рования: уровень общего теоретического представления, кото­рый реализуется в виде учебного плана школы; уровень учебно­го предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; и уровень учебного материала, зафиксированный в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материа­лах.

На каждом уровне содержание образования регламентиру­ется целями, при этом цели обучения на каждом уровне взаимо­связаны: цели обучения физике вытекают из целей общего обра­зования и конкретизируют последние на своем уровне; цели изу­чения конкретного материала следуют из целей обучения физике и конкретизируют их.

 

Цели общего образования не остаются неизменными, их из­менение связано с социально-экономическим развитием общест­ва и соответственно с изменением социального заказа. В связи с этим меняются цели обучения физике, их значимость и иерархия.Так, если до недавнего времени основной целью школьного фи­зического образования считалось формирование у учащихся глубоких и прочных знаний основ физики, то сейчас на первое место выдвигается задача развития учащихся, их воспитания в процессе обучения. Расширяется и состав целей обучения физи­ке: такие цели, как формирование знаний о методах исследова­ния в физике, подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развитие творческих способностей уча­щихся, формирование мотивов учения, поставлены перед физи­ческим образованием лишь в последнее время.

 

Существует несколько способов задания целей обучения физи­ке: описательно без использования какой-либо классификации: описательно с применением классификации и через конечные ре­зультаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональ­ными.

 

Пример описательного задания целей обучения приведен выше. В таком виде целесообразно задавать цели образования на уровне общего представления.

При проектировании содержа­ния образования на уровне учебного предмета (физики) цели сле­дует задавать описательно в соответствии с той или иной класси­фикацией.

На уровне учебного материала цели должны формули­роваться операционально так же, как и при определении конеч­ных результатов обучения.

 

Возникает вопрос: какую классификацию целесообразно использовать при определении целей обучения физике? Одной из таких классификаций является принятая в практической дидакти­ке классификация, в соответствии с которой цели делятся на образовательные, воспитательные и развития.

 

К образовательным целям в этом случае относят формирова­ние знаний основ физики, знаний о методах познания; формиро­вание экспериментальных умении, умений применять знания к решению задач и т.п.

К воспитательным - формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстети­ческое, нравственное воспитание и т.п.

К целям развития отно­сят развитие мышления, самостоятельности и пр.

Эта класси­фикация, как впрочем и любая другая, не свободна от недо­статков, поскольку, во-первых, она не позволяет учесть все цели, стоящие перед обучением физике, и, во-вторых, сложна для использования учителем в качестве инструментария. В частно­сти, непросто, используя данный подход, определить цели кон­кретного урока, цели изучения того или иного параграфа учеб­ника.

 

Другую классификацию целей обучения физике дает достаточ­но распространенный в дидактике социально-личностный подход к их заданию.

 

Социально-личностный подход к заданию целей обучения физике

Социальные цели определяются тем, что об­щество стремится к формированию у детей таких интеллектуаль­ных, моральных, социальных и профессиональных качеств, кото­рые позволят им служить обществу, и в то же время таких качеств, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, интересам и которые могли бы пригодится им в жизни. В связи с этим цели обучения любому предмету, в том числе и физике, включают два аспекта - социальный и личностный. Социальный аспект отражает требования общества к образованию, личност­ный аспект - потребности обучаемого.

 

Выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования:

- усвоение личностью опыта предшествующих поколений;

- развитие функциональных механизмов психики;

- формирование обобщенных типологических свойств лич­ности;

- развитие положительных индивидуальных свойств личности - способностей, интересов, склонностей.

 

В таблице приведены цели обуче­ния физике в средних общеобразовательных учреждениях в рамках этих групп.

Группа целей

Конкретные цели обучения физике

Усвоение личностью опыта предшествующих поколений

 

- Формирование знаний основ физики: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира

- Формирование знаний о методах познания в физике

- Формирование знании о научных основах техники и об основных на­правлениях научно-технического прогресса

- Формирование экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению задач

- Формирование научного мировоз­зрения

- Формирование представлений о роли физики в жизни общества, о связи развития физики с развитием обще­ства, техники, других наук

- Подготовка к практической деятель­ности, к выбору профессии

Развитие функциональных механиз­мов психики

- Развитие восприятия, памяти, речи,

воображения

- Развитие мышления

Формирование обобщенных типологических свойств личности

- Формирование самостоятельности

- Развитие общих способностей

- Формирование нравственных ка­честв личности

- Воспитание эстетического воспри­ятия мира

- Формирование оценочных умений

Развитие индивидуальных свойств личности

- Развитие способностей к физике

- Развитие интересов к физике

- Формирование мотивов учения

 

 

 

Цели обучения физике связаны между собой.

 

Специфика целей обучения физике учащихся классов разных профилей проявляется и в том, что указанные в таблице общие цели приобретают разную значимость.

 

Цели обучения в виде его конечных результатов формулиру­ются в некоторых учебных программах; в них выделены понятия» законы и формулы, а также практические применения изученного, которые учащиеся должны знать, и практические умения, которые должны быть у них сформированы. Более детально цели обучения физике, выражен­ные в виде требований к подготовке учащихся, сформулированы во «Временных требованиях к содержанию основного общего об­разования по физике» и в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования».

 

Таксономии целей обучения физике

В дидактике наибольшую известность и распространение получила таксономия целей обучения американского ученого Б. С. Блума и его коллег. В познавательной области Блум выделяет шесть категорий целей: знание, понимание, применение общих принципов в новых ситуациях, анализ, синтез и оценка.

 

В отечественной дидактике общепризнанной является таксо­номия целей обучения, предложенная В. П. Беспалько, который выделяет четыре уровня обучения и соответственно четыре уров­ня усвоения знаний, которые отражают требования к результатам обучения:

I  уровень - узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действительности (знания-знакомства) при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними;

II уровень - репродуктивное действие (знания-копии) путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе для выполнения известного действия;

III        уровень - продуктивное действие - деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения);

IV         уровень - творческое действие, выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования ориентировочной основы для деятельности (знания-трансформа­ции).

 

Большая работа в области таксономии целей обучения физике ведется польскими учеными. Одной из них является таксономия П. Карпинчика, учитывающая рассмотренные выше таксономии и специфику учебного предмета «физика». Его таксономия приве­дена в таблице.

 

Уровень

Категория

Подкатегория

Знания

Запоминание

- Распознавать и называть физические фак­ты, явления, опыты

- Пользоваться физическим языком, симво­ликой

- Воспроизводить физические формулы, определения понятий, формулировки зако­нов, сущность теорий

 

Понимание

- Различать понятия, законы, принципы, положения теорий

- Выполнять сравнение, классификацию, упорядочивание

- Объяснять, описывать, интерпретировать

- Обнаруживать роль физики в обществен­ных изменениях, в технике, в других науках

Умения

Применение зна­ний в типичных ситуациях

- Наблюдать явления, измерять величины

- Пользоваться изученными примерами для решения похожих задач

- Применять понятия, законы и теории для решения типовых проблем

- Пользоваться таблицами, каталогами, графиками, математической символикой

 

Применение зна­ний в проблем­ных ситуациях

- Замечать проблемы и находить способы их решения

- Интерпретировать данные и формулиро­вать обобщения

- Применять научные методы физики (индукцию, дедукцию) для решения новых проблем

- Строить и проверять, теоретические модели

 

 

Приведенная таксономия позволяет уточнять конкретные цели обучения физике.

В проекте Государственного образовательного стандарта по физике цели обучения, выраженные через требова­ния к уровню подготовки учащихся (через конечный результат), сформулированы в виде конкретных умений. Ниже в качестве примера приведены требования к подготовке учащихся основной школы.

В результате изучения физики ученик должен

знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

 

 

 

2. Методы воспитания и их сущность. Классификация методов воспитания.

 

Восп - (шир. смысл) общественное явление, т е воздействие общества на личность, восп отождествляется с социализацией

Восп - (узк. смысл) спец организованная деятельность пед и воспитанников для реализации целей образования (деятельность пед - восп работа)

Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Метод воспитания – это путь выбранный педагогом для достижения намеченной цели.

К общим методам воспитания относятся:

- убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

- метод положительного примера;

- метод упражнений (приучения);

- методы одобрения и осуждения;

- метод требования;

- метод контроля, самоконтроля и самооценки;

- метод переключения.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система.

• По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Болдырев, Гончаров, Королев и др.).

• Ильина и Огородников представляют обобщенную систему методов – методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

• В классификации И.С. Марьенко выделены по принципу воздействия на воспитанников следующие группы методов:

-объяснительно-репродуктивные (рассказ, лекция, разъяснение, положительный пример и т.д.);

-проблемно-ситуативные (ситуация выбора деятельности и поведения, дискуссия, диспут и т.д.);

-методы приучения и упражнения;

-стимулирования (соревнование, поощрение, требование и т.д.);

-торможения (наказание, требование);

-руководства и самовоспитания.

• В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина):

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, лекция).

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (упражнение, метод воспитывающей ситуации, педагогическое требование);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение, наказание);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, опросы (устные и анкетные), тесты).

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание того или иного действия, явления, то применяется объяснение, разъяснение.

Объяснение (разъяснение) – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Лекция – это развернутое систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического, экономического и другого содержания. Лекция - сложный метод воспитания. Как правило, лекции воспитательного характера проводятся для старшеклассников.

К методам, активно воздействующим на сознание учащихся, относятся дискуссии, диспуты. Обязательное условие реализации данных методов – наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Последнее слово в дискуссии – за учителем как ее организатором и руководителем, но это не значит, что его выводы – истина в последней инстанции.

Диспут, в отличие от дискуссии не требует окончательных, определенных решений. Решение может оставаться открытым.

Упражнение - многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них позитивных навыков и привычек поведения.

 

Тесно связан с методом упражнения метод воспитывающей ситуации. По существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов (как позитивного, так и негативного характера).

Педагогическое требование – это способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения (просьба, совет, предложение, намек, приказ, распоряжение, инструктаж).

Поощрение – это способ выражения общественной положительной оценки поведения отдельного учащегося или коллектива.

В противоположность этому наказание выражается в отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Соревнование - это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.

Контроль - метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий.