ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10
1. Методические особенности обучения физике в профильных классах (гуманитарных, физико-математических и др.) (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» старшие классы (Х-Х1) средней школы являются профильными.
В качестве основных профилей выделяют пять: физико-математический, биолого-химический, технический, гуманитарный и основной.
В классах основного профиля обучаются дети, не имеющие ярко выраженных способностей и интереса к изучению определенной группы предметов.
В некоторых случаях число профилей ограничивают тремя и выделяют гуманитарный, основной и физико-математический, полагая при этом, что учащиеся классов гуманитарного профиля должны усваивать материал на уровне, заданном стандартом, и в этих классах на изучение физики отводится по 2 часа в неделю в каждом году обучения, учащиеся классов основного профиля (биолого-химических, технических и нр.) должны усваивать материал на более высоком уровне, определенном программой для общеобразовательной школы, и на изучение физики в этих классах отводится по 4 часа в неделю, и на еще более высоком уровне должны усваивать курс учащиеся классов физико-математического профиля. Этот уровень задается специальной программой для классов физико- математического профиля. На изучение физики в этих классах отводится не менее 5 часов в неделю.
Рассмотрим программу для общеобразовательной школы, разработанную Институтом общеобразовательной школы РАО.
Материал курса группируется вокруг фундаментальных физических теории, в соответствии с которыми названы разделы курса: классическая механика (повторительно-обобщающий раздел), молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.
Такая группировка материала позволяет решить целый комплекс педагогических задач: во-первых, способствует формированию системы научных знаний, представлений о ФКМ, системы методологических знаний, научного мировоззрения, теоретического мышления; во-вторых, дает возможность определить место эксперимента, в том числе фундаментального, место политехнического и профессионально направленного материала в курсе физики.
Следует отметить, что наиболее полно структурные элементы теории на школьном уровне находят отражение в разделе «Механика», что связано с возможностью и доступностью для понимания учащихся ее основных законов и принципов, выраженных в математической форме. Что касается молекулярной физики, то законы представлены лишь для идеального газа.
Уравнения Максвелла, составляющие ядро электродинамики, не могут быть даны в школе в их математической форме, однако они формируются в курсе на качественном уровне (потенциальный характер электростатического поля и вихревой характер магнитного, закон электромагнитной индукции,…).
Практически не представлено в курсе ядро квантовой механики, кроме возможного упоминания о соотношении неопределенностей Гейзенберга, что не является обязательным. Однако в разделе «Квантовая физика» представлены экспериментальный базис квантовой механики, некоторые ее теоретические основы в виде уравнения Эйнштейна для фотоэффекта и постулатов Бора, а также ряд следствий.
Структура программы представлена на схеме.
Механика ? Молекулярная физика ? Электродинамика (10 класс)
Электродинамика (продолжение) ? Квантовая физика (11 класс).
В соответствии с данной программой механические колебания и волны изучаются в механике, электромагнитные колебания и волны - в электродинамике. Отсутствует в виде самостоятельного раздела оптика. Геометрическая оптика изучается, главным образом, в основной школе в самостоятельной теме, световые волны изучаются в разделе «Электродинамика» как электромагнитные волны определенного диапазона длин волн, а квантовые свойства света - в разделе «Квантовая физика».
Раздел «Электродинамика» завершается изучением основ специальной теории относительности и формированием у учащихся релятивистских представлений. В разделе «Квантовая физика» изучаются квантовые постулаты Бора, и у учащихся формируются некоторые квантовые и статистические представления.
В содержании курса отражены все элементы физических теорий. Эмпирический базис, модели, система величин, система эмпирически полученных законов, основные законы, постулаты и принципы, следствия, границы применимости физических законов и теорий, соотношение между теориями различной степени общности.
Рассмотрим одну из программ для классов физико- математического профиля. В структурном отношении она близка к программам Е.И.Бутикова, Л.А.Быкова, А.С.Кондратьева, а также С.В Громова.
Курс строится таким образом, что с самого начала его изучения у учащихся формируются представления о современной физическом картине мира, в частности, уже во введении к курсу учащимся даются представления о релятивистских, квантовых, статистических теориях, о месте классических теорий в современной ФКМ, о границах их применимости.
Материал группируется вокруг фундаментальных физических теории, однако в программе принята отличная от традиционной последовательность их изучения, в соответствии с которой изучаются сначала динамические теории (механика и электродинамика), а затем статистические (молекулярная и квантовая физика).
Другой стержневой идеей, вокруг которой группируется учебный материал, является идея структурных уровней материи. В связи с этим сначала рассматриваются явления макромира, затем микромира, а затем мегамира. Общая структура курса приведена на схеме.
В содержании курса физики отражены связи между физическими теориями. Связи между теориями рассматриваются во введении к каждому разделу, а также на обобщающих занятиях после изучения каждого раздела и всего курса в целом. Кроме того, они устанавливаются по ходу изучения материала, в частности при обсуждении границ применимости законов и теорий.
В программе отсутствует тема «Специальная теория относительности». Кинематика и динамика теории относительности изучаются при обсуждении границ применимости классической механики; соотношение между массой и энергией рассматривается при изучении ядерной физики, а проблемы, связанные со скоростью света, обсуждаются в электродинамике. Обобщение знаний учащихся по специальной теории относительности проводится на заключительном занятии по теме «Современные представления о пространстве и времени».
Связь между молекулярно-кинетической теорией и термодинамикой, выражаемая принципом дополнительности, отчетливо проявляется при такой структуре, когда сначала изучаются понятия и идеи молекулярной физики, затем понятия и законы термодинамики, а затем те и другие применяются к рассмотрению строения и свойств макроскопических систем.
Принцип симметрии проходит через весь курс, начиная с введения при рассмотрении таких вопросов, как пространство и время, и кончая заключительными занятиями, на которых устанавливается связь законов сохранения с симметрией пространства и времени и электромагнитного взаимодействия.
В содержание курса включены методологические знания: знания о таких структурных элементах знаний, как понятие, закон, гипотеза, формируются по ходу изучения учебного материала, знания о структуре физических теорий - в конце изучения каждого раздела, знания о структуре ФКМ - в конце курса физики в обобщающем разделе.
Прикладной материал (политехнический, экологический) изучается в связи с рассмотрением теоретических вопросов в соответствующих темах курса.
Каждый раздел курса так же, как и курс в целом, начинается с введения, отражающего круг вопросов, которые предстоит изучать учащимся, ориентирующего их в основных идеях, с которыми они будут знакомиться. Во введении, как правило, рассматриваются методологические и мировоззренческие вопросы, а также вопросы развития и становления тех областей физического знания, о которых пойдет речь в данной теме.
Завершается изучение каждого раздела и курса в целом обобщающими занятиями, направленными на систематизацию знаний учащихся о физических теориях и о ФКМ, а также знаний политехнического характера
Рассмотрим одну из программ для классов гуманитарного профиля (авторы: Б. М.Яворский, А.И. Иванов, С. А.Тихомирова).
Авторы следующим образом определили цели обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля:
- изучение основных физических явлений, идей, формирование фундаментальных понятий;
- воспитание интереса к миру физических явлений в природе и технике;
-развитие познавательных способностей учащихся;
- формирование современного научного мировоззрения;
- подготовка учащихся к жизни и к работе в народном хозяйстве.
Рассматриваемый курс структурно не отличается от курса физики для общеобразовательной школы. Основными его чертами являются:
- исторический подход к изучению учебного материала;
- индуктивный путь изучения ряда законов;
- снижение уровня математизации курса, исключение сложных выводов формул;
-исключение сложного для понимания учащихся материала;
- уменьшение доли прикладного, политехнического материала;
- исключение физического практикума и уменьшение числа фронтальных лабораторных работ;
- привлечение текстов из художественной литературы.
Многие соображения, положенные авторами в основу разработки данной программы, представляются спорными, тем не менее программа рекомендована к использованию и подкреплена соответствующим учебником.
2. Психологическая характеристика мышления: специфика, виды, формы, операции.
Психологическая характеристика мышления: специфика, виды, формы, операции.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Обобщенность мышления выражается в том, что мыслящий человек всегда соотносит предметы и явления по свойствам сходства и различия.
Опосредованность мышления выражается в том, что человек передает свои мысли через разнообразные знаки, знаковые системы.
Слово или знак имеют значение в мыслительной деятельности только тогда, когда за ними стоит чувственный опыт.
В любой момент наша мысль опосредована предшествующим жизненным опытом.
Мышление – процесс, растянутый во времени (даже когда нам кажется, что какая то мысль осенила нас внезапно).
Мышление как процесс идет от незнания к знанию, от знания к более полному знанию.
{Мышление идет посредством мыслительных операций.}
Мыслительные операции:
1) Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на составные части.
2) Синтез – мысленное объединение частей предметов и их свойств в единое целое.
3) Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними.
4) Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
5) Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение существенных.
6) Классификация – группировка объектов по существенным признакам.
7) Систематизация – группировка предметов по малосущественным признакам, но удобным в оперативном отношении (по подгруппам, видам, разрядам).
Формы мышления:
1. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия включают в себя только существенные признаки.
Понятия могут быть:
-общими (общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название) и единичными (это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки),
-конкретными (понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать) и абстрактными (понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать).
{{Представления – включают в себя не только существенные, но и не существенные признаки.}}
2) Суждения – отражают связи между предметами или явлениями, так же это утверждение или отрицание чего-либо.
Виды суждений: общие, частные, единичные, истинные и ложные.
- общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.
- частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
- единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.
3) Умозаключение – форма мышления при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Виды умозаключений:
- индуктивные – логический вывод от частного к общему;
- дедуктивные – от общего к частному;
- по аналогии – по подобию (от частного к частному).
Виды мышления:
1) Конкретно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ним (в основном дети до 3 лет)
2) Наглядно-образное – человеку для понимания необходимо представить образ или картину предмета или явления.
3) Абстрактно-логическое – происходит опора на понятие, выделение существенных признаков, и пренебрежение несущественными.