Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 10

1. Методические особенности обучения физике в профильных классах (гуманитарных, физико-математических и др.) (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» старшие классы (Х-Х1) средней школы являются профильными.

В качестве основных профилей вы­деляют пять: физико-математический, биолого-химический, тех­нический, гуманитарный и основной.

В классах основного про­филя обучаются дети, не имеющие ярко выраженных способно­стей и интереса к изучению определенной группы предметов.

В некоторых случаях число профилей ограничивают тремя и вы­деляют гуманитарный, основной и физико-математический, пола­гая при этом, что учащиеся классов гуманитарного профиля должны усваивать материал на уровне, заданном стандартом, и в этих классах на изучение физики отводится по 2 часа в неделю в каждом году обучения, учащиеся классов основного профиля (биолого-химических, тех­нических и нр.) должны усваивать материал на более высоком уровне, определенном программой для общеобразовательной школы, и на изучение физики в этих классах отводится по 4 часа в неделю, и на еще более высоком уровне должны усваивать курс учащиеся классов физико-математического профиля. Этот уро­вень задается специальной программой для классов физико- математического профиля. На изучение физики в этих классах отводится не менее 5 часов в неделю.

 

Рассмотрим программу для общеобразовательной школы, разработанную Институтом общеобразовательной школы РАО.

Материал курса группируется вокруг фундаментальных физических теории, в соответствии с которыми названы разделы курса: классическая механика (повторительно-обобщающий раздел), молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

Такая группировка материала позволяет решить целый комплекс педа­гогических задач: во-первых, способствует формированию систе­мы научных знаний, представлений о ФКМ, системы методологи­ческих знаний, научного мировоззрения, теоретического мышле­ния; во-вторых, дает возможность определить место эксперимен­та, в том числе фундаментального, место политехнического и профессионально направленного материала в курсе физики.

 

Сле­дует отметить, что наиболее полно структурные элементы теории на школьном уровне находят отражение в разделе «Механика», что связано с возможностью и доступностью для понимания уча­щихся ее основных законов и принципов, выраженных в матема­тической форме. Что касается молекулярной физики, то законы представлены лишь для идеального газа.

Уравнения Максвелла, составляющие ядро электродинамики, не могут быть даны в школе в их математической форме, однако они формируются в курсе на качественном уровне (потенциаль­ный характер электростатического поля и вихревой характер магнитного, закон электромагнитной индукции,…).

Практически не представлено в курсе ядро квантовой механи­ки, кроме возможного упоминания о соотношении неопределен­ностей Гейзенберга, что не является обязательным. Однако в раз­деле «Квантовая физика» представлены экспериментальный базис квантовой механики, некоторые ее теоретические основы в виде уравнения Эйнштейна для фотоэффекта и постулатов Бора, а также ряд следствий.

 

Структура программы представлена на схеме.

Механика ? Молекулярная физика ? Электродинамика (10 класс)

Электродинамика (продолжение) ? Квантовая физика (11 класс).

В соответствии с данной программой механические колебания и волны изучаются в механике, электромагнитные колебания и волны - в электродинамике. Отсутствует в виде самостоятельного раздела оптика. Геометрическая оптика изучается, главным обра­зом, в основной школе в самостоятельной теме, световые волны изучаются в разделе «Электродинамика» как электромагнитные волны опре­деленного диапазона длин волн, а квантовые свойства света - в разделе «Квантовая физика».

Раздел «Электродинамика» завершается изучением основ специальной теории относительности и форми­рованием у учащихся релятивистских представлений. В разделе «Квантовая физика» изучаются квантовые постулаты Бора, и у учащихся формируются некоторые квантовые и статистические представления.

В содержании курса отражены все элементы физических теорий. Эмпирический базис, модели, система величин, система эм­пирически полученных законов, основные законы, постулаты и принципы, следствия, границы применимости физических зако­нов и теорий, соотношение между теориями различной степени общности.

 

Рассмотрим одну из программ для классов физико- математического профиля. В структурном отношении она близка к программам Е.И.Бутикова, Л.А.Быкова, А.С.Кондратьева, а также С.В Громова.

Курс строится таким образом, что с самого начала его изучения у учащихся форми­руются представления о современной физическом картине мира, в частности, уже во введении к курсу учащимся даются пред­ставления о релятивистских, квантовых, статистических теори­ях, о месте классических теорий в современной ФКМ, о грани­цах их применимости.

 

Материал группируется вокруг фундаментальных физических теории, однако в программе принята отличная от традиционной последовательность их изучения, в соответствии с которой изучаются сначала динамические теории (механика и электродина­мика), а затем статистические (молекулярная и квантовая физика).

Другой стержневой идеей, вокруг которой группируется учебный материал, является идея структурных уровней материи. В связи с этим сначала рассматриваются явления макромира, за­тем микромира, а затем мегамира. Общая структура кур­са приведена на схеме.

В содержании курса физики отражены связи между физическими теориями. Связи меж­ду теориями рассматриваются во введении к каждому разделу, а также на обобщающих занятиях после изучения каждого раздела и всего курса в целом. Кроме того, они устанавливаются по ходу изучения материала, в частности при обсуждении границ приме­нимости законов и теорий.

В программе отсутст­вует тема «Специальная теория относительности». Кинематика и динамика теории относительности изучаются при обсуждении границ применимости классической механики; соотношение между мас­сой и энергией рассматривается при изучении ядерной физики, а проблемы, связанные со скоростью света, обсуждаются в электро­динамике. Обобщение знаний учащихся по специальной теории относительности проводится на заключительном занятии по теме «Современные представления о пространстве и времени».

Связь между молекулярно-кинетической теорией и термодинамикой, выражаемая принципом дополнительности, отчетливо про­является при такой структуре, когда сначала изучаются понятия и идеи молекулярной физики, затем понятия и законы термодинами­ки, а затем те и другие применяются к рассмотрению строения и свойств макроскопических систем.

 

Принцип симметрии проходит через весь курс, начиная с введения при рассмотрении таких вопросов, как пространство и вре­мя, и кончая заключительными занятиями, на которых устанавли­вается связь законов сохранения с симметрией пространства и времени и электромагнитного взаимодействия.

 

В содержание курса включены методологические знания: знания о таких структурных элементах знаний, как понятие, закон, гипотеза, формируются по ходу изучения учебного материала, знания о структуре физических теорий - в конце изучения каждо­го раздела, знания о структуре ФКМ - в конце курса физики в обобщающем разделе.

 

Прикладной материал (политехнический, экологический) изучается в связи с рассмотрением теоретических вопросов в соответ­ствующих темах курса.

Каждый раздел курса так же, как и курс в целом, начинается с введения, отражающего круг вопросов, которые предстоит изу­чать учащимся, ориентирующего их в основных идеях, с которы­ми они будут знакомиться. Во введении, как правило, рассматриваются ме­тодологические и мировоззренческие вопросы, а также вопросы развития и становления тех областей физического знания, о которых пойдет речь в данной теме.

Завершается изучение каждого раздела и курса в целом обобщающими занятиями, направленными на систематизацию знаний учащихся о физических теориях и о ФКМ, а также знаний поли­технического характера

Рассмотрим одну из программ для классов гуманитарного профиля (авторы: Б. М.Яворский, А.И. Иванов, С. А.Тихомирова).

Авторы следующим образом определили цели обучения физи­ке учащихся классов гуманитарного профиля:

-    изучение основных физических явлений, идей, формирование фундаментальных понятий;

-    воспитание интереса к миру физических явлений в природе и технике;

-развитие познавательных способностей учащихся;

-    формирование современного научного мировоззрения;

-    подготовка учащихся к жизни и к работе в народном хозяйстве.

 

Рассматриваемый курс структурно не отличается от курса физики для общеобразовательной школы. Основными его чертами являются:

-   исторический подход к изучению учебного материала;

-   индуктивный путь изучения ряда законов;

-    снижение уровня математизации курса, исключение сложных выводов формул;

-исключение сложного для понимания учащихся материала;

-    уменьшение доли прикладного, политехнического материала;

-    исключение физического практикума и уменьшение числа фронтальных лабораторных работ;

-    привлечение текстов из художественной литературы.

Многие соображения, положенные авторами в основу разработки данной программы, представляются спорными, тем не ме­нее программа рекомендована к использованию и подкреплена соответствующим учебником.

2. Психологическая характеристика мышления: специфика, виды, формы, операции.

 

Психологическая характеристика мышления: специфика, виды, формы, операции.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Обобщенность мышления выражается в том, что мыслящий человек всегда соотносит предметы и явления по свойствам сходства и различия.

Опосредованность мышления выражается в том, что человек передает свои мысли через  разнообразные знаки, знаковые системы.

Слово или знак имеют значение в мыслительной деятельности только тогда, когда за ними стоит чувственный опыт.

В любой момент наша мысль опосредована предшествующим жизненным опытом.

Мышление – процесс, растянутый во времени (даже когда нам кажется, что какая  то мысль осенила нас внезапно).

Мышление как процесс идет от незнания к знанию, от знания к более полному знанию.

{Мышление идет посредством мыслительных операций.}

Мыслительные операции:

1) Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на составные части.

2) Синтез – мысленное объединение частей предметов и их свойств в единое целое.

3) Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними.

4) Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5) Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение существенных.

6) Классификация – группировка объектов по существенным признакам.

7) Систематизация – группировка предметов по малосущественным признакам, но удобным  в оперативном отношении (по подгруппам, видам, разрядам).

Формы мышления:

1. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия включают в себя только существенные признаки.

Понятия могут быть:

-общими (общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название) и единичными (это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки),

-конкретными (понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать) и абстрактными (понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать).

{{Представления – включают в себя не только существенные, но и не существенные признаки.}}

2) Суждения – отражают связи между предметами или явлениями, так же это утверждение или отрицание чего-либо.

Виды суждений: общие, частные, единичные, истинные и ложные.

- общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

- частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

- единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

3) Умозаключение – форма мышления при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Виды умозаключений:

- индуктивные – логический вывод от частного к общему;

- дедуктивные – от общего к частному;

- по аналогии – по подобию (от частного к частному).

Виды мышления:

1) Конкретно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ним (в основном дети до 3 лет)

2) Наглядно-образное – человеку для понимания необходимо представить образ или картину предмета или явления.

3) Абстрактно-логическое – происходит опора на понятие, выделение существенных признаков, и пренебрежение несущественными.