ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8
1. Дидактические средства обучения физике в школе. Классификация средств обучения по функциональному назначению и методика использования в учебном процессе (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
К средствам обучения относятся: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.; раздаточные и дидактические материалы; технические средства обучения (устройства и пособия к ним); приборы и т.д.
Средства обучения делятся на:
• Вербальные:
- Устное слово;
- Печатное слово: учебники, задачники, дидактические материалы.
• Наглядные:
- Таблицы, диаграммы;
- Рисунки, чертежи;
- Схемы.
• Специальные:
- Устройства;
- Приборы.
• Технические:
- Экранные;
- Звуковые;
- Экранно-звуковые.
Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.
ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ
1.1. Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета
В последние годы в школах, в гимназиях, лицеях и колледжах под кабинет физики выделяются три помещения: класс-аудитория, класс-лаборатория и лаборантская комната.
Класс-аудитория оборудуется всеми современными техническими средствами, включая компьютеры, датчики различных величин, экраны, видеотехнику, лазерную указку и т.п. Особо важно сочетание компьютерной техники и видеотехники, что открывает большие перспективы в обучении учащихся физике.
В классе-лаборатории проводятся все лабораторные занятия (фронтальные и физический практикум), а также все внеклассные мероприятия.
Лаборантская (препараторская) комната - помещение для хранения оборудования. Если она достаточна большая, то нет необходимости ставить шкафы в классных комнатах, не загружая их этим и делая более свободными и удобными для работы.
Оформление физического кабинета должно быть строгим и простым, чтобы не отвлекать учащихся на уроках. В кабинете желательно вывешивать минимум таблиц (единицы величин в СИ, физические константы). В кабинете физики уместно повесить фотопортреты крупнейших физиков. Однако портретов не должно быть много, их размеры должны быть разумными.
1.2. Основные типы школьных физических приборов
и их особенности
Материальной основой школьного физического эксперимента являются учебные приборы по физике. По целям и условиям проведения все опыты, проводимые в физическом кабинете, делят на демонстрационные, фронтальные (проводятся при выполнении лабораторных работ) и опыты физического практикума (выполняются учениками при проведении этого вида занятий). В соответствии с этим все приборы также подразделяют на три типа: демонстрационные приборы, лабораторные приборы, приборы физического практикума.
Особенности конструкций приборов каждого типа в полной мере отражают специфику этих видов эксперимента. Так, демонстрационные приборы отличаются большими размерами, что необходимо для обеспечения видимости наблюдаемого явления с расстояния 8-9 м.
Для обеспечения максимальной выразительности опыта установка собирается из минимально необходимого числа приборов. Отсюда требование к высокой универсальности и унификации демонстрационного оборудования.
Чтобы учитель мог собирать установки непосредственно в ходе урока, приборы и их отдельные части должны просто и надежно крепиться и соединяться друг с другом, иметь согласованные характеристики.
Надежность демонстрационной установки достигается безотказной работой приборов, из которых она собрана, и грамотным обращением с ними. Поэтому демонстрационный прибор должен иметь достаточно большой срок службы, допускать быстрое устранение мелких неполадок.
Фронтальный лабораторный эксперимент начинают применять еще тогда, когда у учеников нет достаточного опыта работы с оборудованием, их практические умения, необходимые для сборки экспериментальных установок, только начинают формироваться. Поэтому лабораторные приборы должны иметь возможно более простую конструкцию, повышенную степень защиты от возможных травм (поражения током, реактивами, ожогов, порезов) и невысокую стоимость.
В зависимости от уровня подготовки учеников темп выполнения лабораторной работы, как правило, оказывается разным. Для создания всем учащимся нормальной рабочей обстановки следует использовать лабораторные приборы, не требующие специальных условий для их работы.
Поскольку лабораторная установка собирается на ученическом столе, лабораторные приборы должны быть как можно более компактными.
Чтобы обеспечить проведение лабораторной работы фронтально, т.е. одновременно всем классом, необходимо иметь лабораторные приборы каждого вида в количестве, соответствующем числу столов в классе.
Физические практикумы проводятся после того, как учащимися накоплены достаточные знания и они могут разбираться в физических явлениях, применять более сложные приборы, обосновывать целесообразность их использования для данного опыта, ориентируются в методах измерений физических величин и расчетах погрешностей.
Для проведения практикума класс делят на группы по 2-3 человека.
Более полно описать и конкретизировать особенности учебных физических приборов можно, если выделить в каждом типе приборов отдельные группы, исходя, например, из той функции, которую выполняет прибор в установке. В классификации учебного оборудования. предложенной известным методистом Л.А. Покровским, среди приборов каждого типа выделены такие группы: измерительные приборы, приборы для изучения или объяснения явлений и устройств и вспомогательные приборы. К группе вспомогательных приборов по этой классификации относятся и источники электропитания.
Измерительные приборы демонстрационного типа в целях сокращения их общего числа выполняют, как правило, многопредельными. Чтобы облегчить считывание показании, эти приборы делают одношкальными или со сменными шкалами.
Лабораторные измерители этого типа выполняются одношкальными и однопредельными. Для уменьшения вероятности ошибки в определении показаний шкалы делаются равномерными. Рабочее положение этих измерителей, как правило, горизонтальное.
Измерительные приборы, предназначенные для работ физического практикума это многошкальные, многопредельные приборы, в которых можно встретить как равномерные, так и неравномерные шкалы. Среди таких приборов много универсальных, т.е. таких, которые могут измерять несколько различных физических величин (ампервольтом- метр, счетчик-секундомер и др.).
Приборы для наблюдения и изучения физических явлений и устройств в демонстрационном исполнении могут предназначаться для показа одного опыта (например, трубка Ньютона) или нескольких демонстраций по какой-то теме или разделу курса физики. В последнем случае прибор представляет собой набор или комплект из различных деталей.
При невозможности непосредственного наблюдения за изменением состояния объекта изучения прибор должен иметь устройства, обеспечивающие такое наблюдение (например, у прибора для наблюдения за тепловым расширением имеется специальное кольцо).
Если объект изучения требует перед опытом специальной подготовки, то в комплекте прибора должно быть соответствующее приспособление (например, к свинцовым цилиндрам прилагается струг для зачистки их торцов).
Приборы одноименной группы, предназначенные для фронтального эксперимента, используются, как правило, для выполнения какой-нибудь одной лабораторной работы. Эти приборы имеют простую конструкцию, принцип их действия должен быть понятен учащимся.
Приборы этой группы, используемые в физическом практикуме, по конструкции более универсальны и могут иметь многоцелевое назначение. Примерами приборов этой группы могут служить универсальный трансформатор, комплект по механике для практикума.
Вспомогательные приборы для демонстрационных установок не должны привлекать внимание школьников, для чего их корпуса окрашиваются в нейтральные тона. Они обладают повышенной устойчивостью. При работе эти приборы не должны создавать шума, вибраций, другие побочные эффекты.
Большинство демонстрационных источников электропитания имеют индикаторы выходного напряжения и позволяют плавно регулировать его в заданных пределах. У каждого источника есть несколько выходных гнезд, что позволяет получать от него различные виды напряжений.
Лабораторные источники питания являются нерегулируемыми и обеспечивают получение от них только одного значения напряжения.
Источники питания для работ физического практикума комбинированные, обеспечивают работы практикума как переменным, так и постоянным напряжением. Выходное напряжение этих источников можно регулировать плавно или ступенчато.
1.4. Технические средства обучения (ТСО)
Под техническими средствами обучения понимают совокупность технических устройств и специальных дидактических материалов к ним.
Традиционные ТСО.
Технические средства обучения
• Звуковые:
- Радио;
- Магнитофон.
• Экранные:
- Колоскоп;
- Эпидиаскоп;
- Диапроектор.
• Экранно-звуковые:
- Кинопроектор;
- Телевизор;
- Видеомагнитофон.
Звуковые средства (аудиосредства) - такие ТСО, в которых информация передается только по звуковому каналу. К ним относятся радио и магнитофон. Соответственно дидактическими средствами в этом случае являются учебные радиопередачи и магнитофонные записи, например, физических диктантов, текстов, озвучивающие экранные пособия.
К экранным (визуальным) средствам, т.е. к ТСО, передающим информацию зрительному каналу, относятся кодоскоп или графопроектор - прибор для проекции изображении на пленке; эпидиаскоп - прибор для проекции изображений на бумаге и для проекции диапозитивов; диапроектор - прибор для проекции диапозитивов и диафильмов.
Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства - это такие ТСО, которые передают информацию одновременно по зрительному и звуковому каналам. К ним относятся: кинопроектор для демонстрации кинофильмов, телевизор, видеомагнитофон.
Следует иметь в виду, что в кабинете должны быть не все эти приборы, а лишь тот минимум, который позволит учителю обеспечить все виды проекции В последнее время этот минимум составляют, как правило, кодоскоп, диапроектор, видеомагнитофон. телевизор.
Дидактические материалы к этим ТСО.
Дидактические материалы
• Звуковые пособия:
- Радиопередачи;
- Магнитная запись звука.
• Пособия для статической проекции:
- Рисунки, чертежи, тексты на прозрачной пленке;
- Рисунки, чертежи, тексты на бумаге;
- Диапозитивы;
- Диафильмы.
• Пособия для динамической проекции:
- Кинофильмы;
- Видеозапись;
- Учебные телепередачи.
Диапозитив, как и любое средство статической проекции, позволяет получить на экране неподвижное изображение; по своим возможностям диапозитивы сходны с настенными таблицами. Однако изображение диапозитива может быть более крупным, чем таблица, и в этом его преимущество.
Диафильмы представляют собой строгую последовательность кадров, содержащих изображение и связанный с ним текст. Последовательность кадров определяется заложенной в диафильм логикой изложения того или иного вопроса.
Транспаранты, или рисунки, чертежи, текст, выполненные на прозрачной пленке, демонстрируемые с помощью кодоскопа.
Эпидиаскоп дает возможность получить проекцию текста, рисунков, чертежей, выполненных на непрозрачной бумаге.
Кинофильмы позволяют показать объекты в движении, развитии, изменении. С помощью кино можно показать объекты и процессы, недоступные непосредственному наблюдению.
Перед демонстрацией фильма целесообразно поставить перед учащимися вопросы, ответы на которые они должны получить при просмотре фильма, а затем на их основе построить обсуждение. Это позволит направить внимание учащихся на осознанное восприятие фильма.
В последнее время кинофильмы заменяют видеофильмами, тиражирование которых дешевле. На видеокассеты переписывают и старые учебные фильмы.
Телевидение, как и кино, обладает большими дидактическими возможностями благодаря тому, что оно объединяет средства кино и специфические, присущие ему средства: эффект присутствия, документальности, иллюзию общения, возможность использовать крупные планы, сочетание статических и динамических изображений.
До недавнего времени существовали специальные учебные телепередачи, которые соответствовали изучаемому в том или ином классе материалу. В настоящее время таких телепередач нет, но достаточно часто по телевидению демонстрируются научно- популярные фильмы, проводятся научно-популярные передачи, которые могут быть записаны на видеомагнитофон и в соответствующее время продемонстрированы на уроке.
Радиопередачи являются для учащихся дополнительным источником информации.
Магнитофонная запись используется при проведении физических диктантов, при озвучивании статических экранных пособий, для организации самостоятельной работы учащихся.
Современные ТСО. К современным ТСО относятся:
- видеопроекторы;
-экраны больших размеров, работающие как при затемнении, так и при небольшом освещении;
- персональный компьютер;
-видеокамера и видеомагнитофон;
1.5. Работа с классной доской
Расположена доска на передней стене, несколько выше или на уровне крышки демонстрационного стола, так что записи на ней видны со всех ученических мест.
Классная доска в физическом кабинете необходима:
-учителю при объяснении нового материала, когда он это объяснение сопровождает соответствующими записями, формулами, рисунками, схемами и чертежами. Изображение всего указанного выше - это процесс, а не элемент урока, так как в этом процессе сочетаются и объяснение, и изображение, подчеркиваются детали, ненужное удаляется, заменяется;
- ученикам при ответе у доски, который сопровождается необходимыми записями, рисунками, формулами.
Рисунок на классной доске выполняется в дидактических целях, поэтому он должен быть простым, без лишних деталей, представлять собой вид спереди. Особые проекции, а также объемные рисунки применять не следует. Не рекомендуется на одном рисунке сочетать натурные и условные изображения разных элементов одной и той же экспериментальной установки.
1.6. Таблицы и модели
Таблицы в основном содержат такой иллюстративный материал, который нужен учителю для объяснения учебного материала и который он не может воспроизвести на доске.
На таблицах, как правило, изображались технические устройства, которые невозможно показать в натуральном виде. Обычно помимо общего вида устройства приводится его разрез, позволяющий рассмотреть все детали и конструктивные особенности.
Таблицы выполнялись на тонкой бумаге, которая свертывалась в рулоны (по классам, темам), учителя их наклеивали на картон. В этом виде таблицы и хранились в особых ящиках, которые обычно помещались под классной доской.
Кроме плакатов в физическом кабинете есть различные модели (двигателя внутреннего сгорания, насоса, ворота и т.д.). Часть этих моделей - заводского (промышленного) производства, часть моделей - самодельные. Модели выполняют функции усиления наглядности при изучении соответствующих приборов и устройств. Модели делятся на статические (кристаллическая решетка) и динамические, или кинематические (модель броуновского движения, паровой турбины и др.). Полезно предлагать учащимся задания по изготовлению моделей (фонтана, шлюза и пр.)
2. Психология юношеского возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности развития личности и познавательной сферы.
Психология юношеского возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности развития личности и познавательной сферы.
«Вхождение» подростка в период юности связано с возникновением новой потребности – потребности осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни.
В российской психологии выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. до окончания школы и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
Ведущей деятельностью в юности явлется учебно-профессиональная деятельность.
Социальная ситуация развития - <<порог>> самостоятельной жизни.
В юношеском возрасте характер развития определяет профессиональное самоопределение.
Тяготение к самостоятельности, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на первом плане - сверстники.
Большое значение для старших школьников имеет и потребность в общении со сверстниками. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее.
К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Учебу старшеклассники начинают рассматривать как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии.
В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства.
Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников: наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.
Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Внимание становится более управляемым, и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.
{Функция восприятия, достигнув дефинитивного уровня у взрослого человека, сохраняется таковой до старости, когда (очень индивидуально), в зависимости от соматического состояния, могут возникнуть изменения восприятия (особенно в эмоциональной сфере), ведущие к проявлению обидчивости, ранимости и в результате к неадекватному поведению.}
Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными. {Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь приводит к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой.}
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности.
Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.
К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, созданием собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.