Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 8

1. Дидактические средства обучения физике в школе. Классификация средств обучения по функциональному назначению и методика использования в учебном процессе (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

К средствам обучения относятся: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.; раздаточные и дидактические материалы; технические средства обучения (устрой­ства и пособия к ним); приборы и т.д.

Средства обучения делятся на:

• Вербальные:

- Устное слово;

- Печатное слово: учебники, задачники, дидактические материалы.

• Наглядные:

- Таблицы, диаграммы;

- Рисунки, чертежи;

- Схемы.

• Специальные:

- Устройства;

- Приборы.

• Технические:

- Экранные;

- Звуковые;

- Экранно-звуковые.

Средства обучения размещаются в школьном физическом ка­бинете.

ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ

1.1. Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета

В последние годы в школах, в гимназиях, лицеях и колледжах под кабинет фи­зики выделяются три помещения: класс-аудитория, класс-лабора­тория и лаборантская комната.

Класс-аудитория оборудуется всеми современными техниче­скими средствами, включая компьютеры, датчики различных ве­личин, экраны, видеотехнику, лазерную указку и т.п. Особо важно сочетание компьютерной техники и видеотехники, что открывает большие перспективы в обучении учащихся физи­ке.

В классе-лаборатории проводятся все лабораторные занятия (фронтальные и физический практикум), а также все внеклассные мероприятия.

Лаборантская (препараторская) комната - помещение для хранения оборудования. Если она достаточна большая, то нет не­обходимости ставить шкафы в классных комнатах, не загружая их этим и делая более свободными и удобными для работы.

Оформление физического кабинета должно быть строгим и простым, чтобы не отвлекать учащихся на уроках. В кабинете же­лательно вывешивать минимум таблиц (единицы величин в СИ, физические константы). В кабинете физики уместно повесить фотопортреты крупней­ших физиков. Однако портретов не должно быть много, их раз­меры должны быть разумными.

 

1.2.                                 Основные типы школьных физических приборов

и их особенности

Материальной основой школьного физического эксперимента являются учебные приборы по физике. По целям и условиям про­ведения все опыты, проводимые в физическом кабинете, делят на демонстрационные, фронтальные (проводятся при выполнении лабораторных работ) и опыты физического практикума (выпол­няются учениками при проведении этого вида занятий). В соот­ветствии с этим все приборы также подразделяют на три типа: демонстрационные приборы, лабораторные приборы, приборы физи­ческого практикума.

 

Особенности конструкций приборов каждого типа в полной мере отражают специфику этих видов эксперимента. Так, демон­страционные приборы отличаются большими размерами, что не­обходимо для обеспечения видимости наблюдаемого явления с расстояния 8-9 м.

Для обеспечения максимальной выразительности опыта уста­новка собирается из минимально необходимого числа приборов. Отсюда требование к высокой универсальности и унификации де­монстрационного оборудования.

Чтобы учитель мог собирать установки непосредственно в хо­де урока, приборы и их отдельные части должны просто и надеж­но крепиться и соединяться друг с другом, иметь согласованные характеристики.

Надежность демонстрационной установки достигается безот­казной работой приборов, из которых она собрана, и грамотным обращением с ними. Поэтому демонстрационный прибор должен иметь достаточно большой срок службы, допускать быстрое устранение мелких не­поладок.

 

Фронтальный лабораторный эксперимент начинают приме­нять еще тогда, когда у учеников нет достаточного опыта работы с оборудованием, их практические умения, необходимые для сборки экспериментальных установок, только начинают форми­роваться. Поэтому лабораторные приборы должны иметь воз­можно более простую конструкцию, повышенную степень защиты от возможных травм (поражения током, реактивами, ожогов, по­резов) и невысокую стоимость.

В зависимости от уровня подготовки учеников темп выполне­ния лабораторной работы, как правило, оказывается разным. Для создания всем учащимся нормальной рабо­чей обстановки следует использовать лабораторные приборы, не требующие специальных условий для их работы.

Поскольку лабораторная установка собирается на учениче­ском столе, лабораторные приборы должны быть как можно более ком­пактными.

Чтобы обеспечить проведение лабораторной работы фрон­тально, т.е. одновременно всем классом, необходимо иметь лабо­раторные приборы каждого вида в количестве, соответствующем числу столов в классе.

 

Физические практикумы проводятся после того, как учащими­ся накоплены достаточные знания и они могут разбираться в фи­зических явлениях, применять более сложные приборы, обосно­вывать целесообразность их использования для данного опыта, ориентируются в методах измерений физических величин и расче­тах погрешностей.

Для проведения практикума класс делят на группы по 2-3 че­ловека.

 

Более полно описать и конкретизировать особенности учебных физических приборов можно, если выделить в каждом типе прибо­ров отдельные группы, исходя, например, из той функции, которую выполняет прибор в установке. В классификации учебного обору­дования. предложенной известным методистом Л.А. Покровским, среди приборов каждого типа выделены такие группы: измери­тельные приборы, приборы для изучения или объяснения явлений и устройств и вспомогательные приборы. К группе вспомогатель­ных приборов по этой классификации относятся и источники электропитания.

 

Измерительные приборы демонстрационного типа в целях сокращения их общего числа выполняют, как правило, многопредельны­ми. Чтобы облегчить считывание показании, эти приборы делают одношкальными или со сменными шкалами.

Лабораторные измерители этого типа выполняются одношкальными и однопредельными. Для уменьшения вероятности ошибки в определении показаний шкалы делаются равномерными. Рабочее положение этих измерителей, как правило, горизонтальное.

Измерительные приборы, предназначенные для работ физиче­ского практикума это много­шкальные, многопредельные приборы, в которых можно встре­тить как равномерные, так и неравномерные шкалы. Среди таких приборов много универсальных, т.е. таких, которые могут изме­рять несколько различных физических величин (ампервольтом- метр, счетчик-секундомер и др.).

 

Приборы для наблюдения и изучения физических явлений и уст­ройств в демонстрационном исполнении могут предназначаться для показа одного опыта (например, трубка Ньютона) или не­скольких демонстраций по какой-то теме или разделу курса физи­ки. В последнем случае прибор представляет собой набор или комплект из различных деталей.

При невозможности непосредственного наблюдения за из­менением состояния объекта изучения прибор должен иметь устройства, обеспечивающие такое наблюдение (например, у прибора для наблюдения за тепловым расширением имеется специальное кольцо).

Если объект изучения требует перед опытом специальной под­готовки, то в комплекте прибора должно быть соответствующее приспособление (например, к свинцовым цилиндрам прилагается струг для зачистки их торцов).

Приборы одноименной группы, предназначенные для фронтального эксперимента, используются, как правило, для выполне­ния какой-нибудь одной лабораторной работы. Эти приборы имеют простую конструкцию, принцип их действия должен быть понятен учащимся.

Приборы этой группы, используемые в физическом практику­ме, по конструкции более универсальны и могут иметь многоце­левое назначение. Примерами приборов этой группы могут служить универсаль­ный трансформатор, комплект по ме­ханике для практикума.

 

Вспомогательные приборы для демонстрационных установок не должны привлекать внимание школьников, для чего их корпуса окрашиваются в нейтральные тона. Они обладают повышенной устойчивостью. При работе эти приборы не должны создавать шума, вибраций, другие побочные эффекты.

Большинство демонстрационных источников электропитания имеют индикаторы выходного напряжения и позволяют плавно регулировать его в заданных пределах. У каждого источника есть несколько выходных гнезд, что позволяет получать от него раз­личные виды напряжений.

Лабораторные источники питания являются нерегулируемыми и обеспечивают получение от них только одного значения напря­жения.

Источники питания для работ физического практикума комбинированные, обеспечивают работы практикума как перемен­ным, так и постоянным напряжением. Выходное напряжение этих источников можно регулировать плавно или ступенчато.

 

1.4.                                               Технические средства обучения (ТСО)

Под техническими средствами обучения понимают совокуп­ность технических устройств и специальных дидактических мате­риалов к ним.

 

Традиционные ТСО.

Технические средства обучения

• Звуковые:

- Радио;

- Магнитофон.

• Экранные:

- Колоскоп;

- Эпидиаскоп;

- Диапроектор.

• Экранно-звуковые:

- Кинопроектор;

- Телевизор;

- Видеомагнитофон.

 

Звуковые средства (аудиосредства) - такие ТСО, в которых информация передается только по звуковому каналу. К ним отно­сятся радио и магнитофон. Соответственно дидактическими сред­ствами в этом случае являются учебные радиопередачи и магни­тофонные записи, например, физических диктантов, текстов, оз­вучивающие экранные пособия.

К экранным (визуальным) средствам, т.е. к ТСО, передающим информацию зрительному каналу, относятся кодоскоп или графопроектор - прибор для проекции изображении на пленке; эпидиа­скоп - прибор для проекции изображений на бумаге и для проекции диапозитивов; диапроектор - прибор для проекции диапозитивов и диафильмов.

Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства - это такие ТСО, которые передают информацию одновременно по зрительному и звуковому каналам. К ним относятся: кинопроектор для демонст­рации кинофильмов, телевизор, видеомагнитофон.

Следует иметь в виду, что в кабинете должны быть не все эти приборы, а лишь тот минимум, который позволит учителю обес­печить все виды проекции В последнее время этот минимум со­ставляют, как правило, кодоскоп, диапроектор, видеомагнито­фон. телевизор.

Дидактические материалы к этим ТСО.

Дидактические материалы

• Звуковые пособия:

- Радиопередачи;

- Магнитная запись звука.

• Пособия для статической проекции:

- Рисунки, чертежи, тексты на прозрачной пленке;

- Рисунки, чертежи, тексты на бумаге;

- Диапозитивы;

- Диафильмы.

• Пособия для динамической проекции:

- Кинофильмы;

- Видеозапись;

- Учебные телепередачи.

 

 

Диапозитив, как и любое средство статической проекции, по­зволяет получить на экране неподвижное изображение; по своим возможностям диапозитивы сходны с настенными таблицами. Однако изображение диапозитива может быть более крупным, чем таблица, и в этом его преимущество.

Диафильмы представляют собой строгую последовательность кадров, содержащих изображение и связанный с ним текст. По­следовательность кадров определяется заложенной в диафильм логикой изложения того или иного вопроса.

Транспаранты, или рисунки, чертежи, текст, выполненные на прозрачной пленке, демонстрируемые с помощью кодоскопа.

Эпидиаскоп дает возможность получить проекцию текста, ри­сунков, чертежей, выполненных на непрозрачной бумаге.

Кинофильмы позволяют показать объекты в движении, разви­тии, изменении. С помощью кино можно показать объекты и процессы, недоступные непосредст­венному наблюдению.

Перед демонстрацией фильма целесообразно поставить перед учащимися вопросы, ответы на которые они должны получить при просмотре фильма, а затем на их основе построить обсужде­ние. Это позволит направить внимание учащихся на осознанное восприятие фильма.

В последнее время кинофильмы заменяют видеофильмами, ти­ражирование которых дешевле. На видеокассеты переписывают и старые учебные фильмы.

 

Телевидение, как и кино, обладает большими дидактическими возможностями благодаря тому, что оно объединяет средства кино и специфические, присущие ему средства: эффект присутствия, доку­ментальности, иллюзию общения, возможность использовать круп­ные планы, сочетание статических и динамических изображений.

До недавнего времени существовали специальные учебные те­лепередачи, которые соответствовали изучаемому в том или ином классе материалу. В настоящее время таких телепередач нет, но достаточно часто по телевидению демонстрируются научно- популярные фильмы, проводятся научно-популярные передачи, которые могут быть записаны на видеомагнитофон и в соответст­вующее время продемонстрированы на уроке.

Радиопередачи являются для учащихся дополнительным источником информации.

Магнитофонная запись используется при проведении физиче­ских диктантов, при озвучивании статических экранных пособий, для организации самостоятельной работы учащихся.

 

Современные ТСО. К современным ТСО относятся:

-     видеопроекторы;

-экраны больших размеров, работающие как при затемнении, так и при небольшом освещении;

-     персональный компьютер;

-видеокамера и видеомагнитофон;

 

1.5.                                                               Работа с классной доской

Расположена доска на перед­ней стене, несколько выше или на уровне крышки демонстрацион­ного стола, так что записи на ней видны со всех ученических мест.

 

Классная доска в физическом каби­нете необходима:

-учителю при объяснении нового материала, когда он это объяснение сопровождает соответствующими записями, формулами,  рисунками, схемами и чертежами. Изображение всего ука­занного выше - это процесс, а не элемент урока, так как в этом процессе сочетаются и объяснение, и изображение, подчеркива­ются детали, ненужное удаляется, заменяется;

-     ученикам при ответе у доски, который сопровождается необ­ходимыми записями, рисунками, формулами.

 

Рисунок на классной доске выполняется в дидактических целях, поэтому он должен быть простым, без лишних деталей, представлять собой вид спереди. Особые проекции, а также объемные рисунки применять не следует. Не рекомендуется на одном рисунке сочетать натурные и условные изображения разных эле­ментов одной и той же экспериментальной установки.

1.6.                                                                        Таблицы и модели

Таблицы в основном содержат такой иллюстративный материал, который нужен учителю для объяснения учебного материала и который он не может воспроизвести на доске.

На таблицах, как правило, изображались технические устройства, которые невозможно показать в натуральном виде. Обычно помимо общего вида устройства приводится его разрез, позво­ляющий рассмотреть все детали и конструктивные особенности.

Таблицы выполнялись на тонкой бумаге, которая свертыва­лась в рулоны (по классам, темам), учителя их наклеивали на кар­тон. В этом виде таблицы и хранились в особых ящиках, которые обычно помещались под классной доской.

Кроме плакатов в физическом кабинете есть различные модели (двигателя внутреннего сгорания, насоса, ворота и т.д.). Часть этих моделей - заводского (промышленного) производства, часть моделей - самодельные. Модели выполняют функции усиления наглядности при изучении соответствующих приборов и уст­ройств. Модели делятся на статические (кристаллическая решет­ка) и динамические, или кинематические (модель броуновского движения, паровой турбины и др.). Полезно предлагать учащимся задания по изготовлению моделей (фонтана, шлюза и пр.)

2. Психология юношеского возраста:  социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности развития личности и познавательной сферы.

Психология юношеского возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности развития личности и познавательной сферы.

«Вхождение» подростка в период юности связано с возникновением новой потребности – потребности осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни.

В российской психологии выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. до окончания школы и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Ведущей деятельностью в юности явлется учебно-профессиональная деятельность.

Социальная ситуация развития - <<порог>> самостоятельной жизни.

В юношеском возрасте характер развития определяет профессиональное самоопределение.

Тяготение к самостоятельности, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на первом плане - сверстники.

Большое значение для старших школьников имеет и потребность в общении со сверстниками. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее.

 

К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Учебу старшеклассники начинают рассматривать как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии.

В юношеском возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства.

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьников: наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Внимание становится более управляемым, и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач.

{Функция восприятия, достигнув дефинитивного уровня у взрослого человека, сохраняется таковой до старости, когда (очень индивидуально), в зависимости от соматического состояния, могут возникнуть изменения восприятия (особенно в эмоциональной сфере), ведущие к проявлению обидчивости, ранимости и в результате к неадекватному поведению.}

Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными. {Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь приводит к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой.}

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности.

Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, созданием собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.