Приветствую Вас, Гость

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  БИЛЕТ № 6

1. Учебник физики, его структура,  основные функции и характеристики. Роль учебника физики в учебном процессе (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).

  • учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948);
  • учебник — форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976);

УЧЕБНИК – это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления.

То есть, УЧЕБНИК – это модель, отображающая цели, принципы, содержание, технологию соответствующего образовательного процесса, но в него входит и реальность, являющаяся условием осуществления этого процесса.

УЧЕБНИК – это модель в том смысле, что он не только отображает в себе структуру определенной дидактической системы, но и проектирует её реализацию.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНИКА ФИЗИКИ

 

  1. Соответствие содержания учебника современному уровню развития науки и техники.
  2. Изложение материала в соответствии с принципом научности – ступени абстракции:
    • первая ступень – феноменологическая (естественный (житейский) язык) (β1 );
    • вторая ступень – качественная теория (ЯФН) (β2 );
    • третья ступень – количественная теория (математическая модель) (β3 );
    • четвертая ступень – аксиоматическая теория (прогноз поведения любых объектов  и протекания процессов и явлений природы) (β4 ).
  3. Структурирование материала учебника.
  4. Логика изложения материала, систематичность и последовательность (Первый уровень усвоения  Ка > 0.7- ступень абстракции).
  5. Характеристика текста параграфов:
  • дидактический объем Q = NH­B  и посильность содержания T = Q/C   ;
  • сложность содержания Cл = УПВ(ЯФН)/β  ;
  • трудность содержания Тр = (ОпУУαα)/α
  • среднее количество вводимых новых понятий, элементов знаний;
  • способ изложения материала;
  • наличие материала исторического характера.
  1. Экспериментальная направленность материала учебника.
  2. Методическая полнота учебника.
  3. Наличие средств для закрепления знаний, полученных на уроке, усвоения программного материала.
  4. Предназначенность учебника для самостоятельного чтения и понимания содержания учащимися.
  5. Наличие материала для самостоятельной работы учащихся.
  6. Наличие материала воспитательного характера, в том числе для формирования научного мировоззрения.
  7. Содержание средств для формирования положительной мотивации, развитие интереса ученика к предмету.
  8.  Наличие в учебнике внутри- и межпредметных связей (в тексте и в заданиях).

 

 

КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНИКА

  1. Простой текст.
  2. Текст, выделенный разрядкой.                                                            Основной
  3. Текст, выделенный разрядкой и знаком на полях.                     Дополнительный
  4. Текст, выделенный курсивом.                                                        Пояснительный
  5. Текст, выделенный полужирным шрифтом.
  6. Вопросы в конце параграфов.
  7. Задачи физического содержания.
  8. Формулы внутри текста.
  9. Формулы, выделенные цветовым пятном, рамкой, вынесенной на поля.
  10. Рисунки.
  11. Рисунки на цветной вклейке.
  12. Репродукции.
  13. Схемы.
  14. Таблицы.
  15. Описание лабораторных работ.
  16. Компоненты материала для дополнительного чтения.
  17. Прямые ссылки на ранее изученный материал.
  18. Комбинированные задания (вопросы, задачи).

 

 

КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ УЧЕБНИКА

Тексты

Учебные задания

Аппарат организации усвоения (АОУ)

Иллюстративный материал

Аппарат ориентировки (АО)

 

 

ДИАГНОСТИКА УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКА ФИЗИКИ

  1. Уровень усвоения (УУ):
    • первый (ученический) уровень деятельности;
    • второй (исполнительский) уровень деятельности;
    • третий (экспертный) уровень деятельности;
    • четвертый (творческий) уровень деятельности.
  2. Автоматизация усвоения Кτ = Тпруч
  3. Степень осознанности (понимания)  усвоенного:
    • первая степень осознанности ψ1 – сведения только из данной дисциплины ;
    • вторая степень осознанности ψ2 – сведения из дисциплин с подобным объектом изучения ;
    • третья степень осознанности ψ3 – МП информация.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ФИЗИКИ

Факты и проблемы использования учебника

  • Репродуктивная (простая) работа с элементами текста не дает нужного эффекта и должна быть дополнена творческими приемами.
  • В учебном тексте должны быть выделены знания, задающие реальность, и знания, описывающие реальность; с этими знаниями должна быть организована различная учебная деятельность; так, усвоение первых должно быть прямо связано с учебным экспериментом.
  • Особенность учебников (в том числе и недостатки) должны быть, во-первых, компенсированы методикой, во-вторых, для всех учебников инвариантом методик является учет современных тенденций (методологические знания и др.)

 

Принципы (идеи) для решения научно-методической проблемы

  • Для школьника и учителя усиливается методологическая функция учебника, что в тенденции приводит к изменению конструкции содержания учебника, к изменению приемов работы с ним. Отсюда в методике разными приемами должно быть усилено внимание к инвариантному содержанию – методу научного познания. Вариативными остаются содержание вопросов, задачи, приемы и пр.
  • Принципами организации специальной учебной деятельности с учебником являются:

а) использование творческих заданий ко всем структурным элементам учебника; б) разное отношение к знаниям об объектах и явлениях и к знаниям о средствах их описания.

  • Для успешной учебной деятельности необходимо совершенствовать деятельность преподавания, где сейчас фиксируется большое число методических проблем. А для этого необходим обобщенный анализ предлагаемых приемов (специальный практикум для учителя)

 

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ФИЗИКИ

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

Приемы работы с текстом, ориентированные на формирование методологических знаний.

Приемы, способствующие пониманию логики познания (задания на структурирование учебного материала по логике принципа цикличности).

Приемы, способствующие развитию познавательной активности на основе метода научного познания, частных экспериментальных и теоретических методов исследования и формированию экспериментальных умений

 

  • Задания на работу со структурными формами научного знания (выделение в тексте физических объектов, явлений и средств их описания).
  • Задания на различение физических объектов и их моделей, на отделение объектов природы от объектов науки.
  • Задания на выполнение экспериментальных исследований

 

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

  • Задания на выполнение наблюдений
  • Задания на выполнение физических измерений
  • Задания на установление зависимости физических величин
  • Задания на изучение технических объектов

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

  • Диагностика умений работать с учебником
  • Диагностика экспериментальных умений

 

 

ПРОБЛЕМЫ   ШКОЛЬНОГО   УЧЕБНИКА ФИЗИКИ

 

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В УЧЕБНИКАХ ФИЗИКИ:

  1. тексты;
  2. образная наглядность (фотографии, эскизы, репродукции и др.);
  3. необразная наглядность (формулы, схемы, таблицы, диаграммы, графики и др.).

 

АСПЕКТЫ    КОНЦЕПЦИИ

 

1. Логико-философский аспект

 

2. Психологический аспект

 

3. Дидактический аспект

 

УУ учащихся

 

Классификация 1.

  1. Общеучебные
  2. Интеллектуальные
  3. Экспериментальные

 

Классификация 2.

  1. Организационно-оценочные
  2. Практические
  3. Познавательные

 

Классификация 3.

  1. Учебно-управленческие
  2. Учебно-информационные
  3. Учебно-логические

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.

Функции учебника (первый из подход):

  1. мировоззренческая;
  2. синтезирующая;
  3. ценностно-ориентационная;
  4. комплекс педагогических функций:

- общеобразовательная,

- воспитывающая,

- развивающая.

 Функции учебника (второй подход):

  1. информационная;
  2. трансформационная;
  3. мотивирующая;
  4. обучающая;
  5. закрепления;
  6. систематизирующая;
  7. контролирующая;
  8. координирующая;
  9. развивающе-воспитательная;
  10. интегрирующая;
  11. самообразования и др.

 

ПРИНЦИПЫ (ПОДХОДЫ) К СТРУКТУРИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Процессуальности

 

Проспектности

 

СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ

 

 

МПЕ                             МУЕ

 

Определение дидактических функций учебника

Под дидактической функцией школьного учебника понимают целенаправленно сформированные его свойства (качества) как носителя содержания образования и основного книжного средства обучения, наиболее полно отвечающие целевому назначению учебника в процессе реализации содержания образования в условиях развивающего, воспитывающего обучения.

Функции:

Информационная  - фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебных предметов, с определением обязательного для учащихся объёма (дозы) информации. Информационная функция рассчитана на достижение в процессе обучения просвещенческого образовательного эффекта (сдвига в обученности учащихся), лишь на основе которого могут произойти сдвиги в развитии и воспитанности школьников.

 

Трансформационная  - связана с преобразованием, переработкой научно-теоретических, мировоззренческих, художественно-ценностных, технико-технологических и других знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, конкретизации и уточнения государственной учебной программы на основе дидактических принципов и правил, прежде всего с учётом принципа доступности. Эта функция связана также с таким преобразованием основ знаний в учебный материал (например, в систему задач и упражнений), при котором на основе учёта требований общества и педагогики к трудовой политехнической общеобразовательной школе, связи обучения с жизнью, возрастных и иных особенностей учащихся, необходимости активизации системы их эмоционально-ценностных отношений достигается эффект превращения «чисто» познавательных деятельности школьников в познавательно - преобразовательную.

 

Систематизирующая  - обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приёмами научной систематизации. Реализация этой функции способствует активизации управления процессом учения со стороны педагога.

Закрепление и самоконтроль  — целенаправленное под руководством учителя формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи им в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нём и опоре на него в практической деятельности.

Самообразование  — формирование у учащихся желания и умения самостоятельно приобретать (добывать) знания, помощь в самостоятельном восполнении пробелов в знаниях, стимуляции у них учебно-познавательной мотивации и потребности в познании.

Интегрирующая  — помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретённых учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний.

Координирующая  - обеспечение наиболее эффективного, функционального использования всех средств обучения, а также усвоения дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения и получаемых учащимися при помощи внеучебных средств массовой информации.

Развивающе - воспитательная  - содействие активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности. В развивающе - воспитательной функции наиболее ярко и полно отражается специфика современного учебника, хотя совершенно очевидно, что при этом каждая из перечисленных функций несёт определённую развивающе - воспитательную нагрузку. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность организовать мощное воспитательное воздействие на учащегося.

2. Понятие индивидуальности в психологии. Темперамент, способности, характер и воля как проявления индивидуальных различий. Характеристика двух индивидуально-психологических свойств (по выбору экзаменующегося).

 

Понятие индивидуальности в психологии. Темперамент, способности, характер и воля как проявления индивидуальных различий. Характеристика двух индивидуально-психологических свойств (по выбору экзаменующегося).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - сочетание психических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, эмоций, воли, способностей, характера, темперамента и других свойств личности.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

 

{Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.}

Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

<ТЕМПЕРАМЕНТ>

Темперамент свойтсво н.с.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и проявляются во младенческом возрасте.

Павлов создал учение о типах высшей нервной деятельности, общих для высших животных и человека.

Тип высшей нервной деятельности – это комплекс основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний.

К основным свойствам нервных процессов относятся:

1. Сила н.с. - способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, работоспособность и выносливость нервной клетки.

2. Подвижность н.с. - показатель быстроты смены и протекания процессов возбуждения и торможения.

3. Уравновешенность н.с. - характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения и их сбалансированностью.

1 сильная н.с., 4 слабая н.с.,

2 подвижность., 5 инертность,

3 уравновешенность, 6 неурав-ть.

1,2,3 - сангвинический,

1,5,3 - флигматический,

1,2,6 - холерический,

4,5,6 - меланхолический тип темперамента.

Большинство людей относятся к смешанному типу (амбиверты).

{Психические свойства, характеризующие типы высшей нервной деятельности:

1) Сензитивность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы (меланхолик)

2) Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители (холерик, сангвиник).

3) Активность показывает на сколько человек энергичен в преодолении препятствий в своей деятельности  (сангвиник, холерик).

4) Темп реакции – скорость протекания психических процессов (холерик, сангвиник - высокие)

5) Пластичность – гибкость, легкость  приспособления к новым условиям.

6) Ригидность – инертность, нечувствительность к изменению условий.

7) Экстравертированность – направленность во внешний мир (холерик, сангвиник).

8) Интровертированность – направленность на себя, в свой внутренний мир (меланхолик, флегматик).}

САНГВИНИКИ

Активные, подвижные, веселые, эмоциональные, адаптивные, общительные.

Им не хватает целеустремленности.

ХОЛЕРИКИ

Вспыльчивые, несдержанные , прямолинейные, быстро раздражаются и долго успокаиваются.

Азартны, инициативны, излишне эмоциональны, чрезмерно активны. Не могут выполнять монотонную работу.

ФЛЕГМАТИКИ

Медлительные, спокойные, верные, не любят приключения. Тяжело привыкают к переменам и новым знакомым. Хорошие работники, ответственные, продуктивны. Пассивные, равнодушные.

МЕЛАНХОЛИКИ

Они ранимые, лиричные, замкнутые, робкие, нерешительные, занимаются самокопанием.

Хорошо работают в благоприятных условиях, робкие, чувствительные, обидчивые.  

<ХАРАКТЕР>

Характер – это целостное образование личности определяющие особенности деятельности и поведения человека, и характеризующиеся устойчивым отношениям к различным сторонам действительности.

Зная характер человека, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

Темперамент - врожденный, характер – социально приобретённое образование.

Имея своей природной основой темперамент, характер формируется за счет воспитания и самовоспитания.

Свойства темперамента, определяющие черты характера:

1. Сила и слабость темперамента влияют на тонус организма, особенность речи, движения, выносливость .

2. Подвижность и инертность темперамента влияют на подвижность человека в поведении и общении (легкость, быстрота).

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся:

к волевой сфере (решительность/нерешительность, смелость/трусость, активность/пассивность),

к чувствам (оптимизм/пессимизм, жизнерадостность/угнетенность),

к умственной деятельности (аналитический/творческий склад ума, легкомыслие/вдумчивость).

Структура характера

Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящие из системы многочисленных устойчивых свойств личности. Эти свойства выражаются в отношении человека к окружающему миру, другим людям, самому себе.

Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельность или общение. Закономерные взаимосвязи между этими особенностями представляют собой структуру характера (их так же называют чертами характера).

Характер проявляется в том (черты х-а), как человек относится:

К себе (эгоизм / альтруизм; высокомерие/ приниженность; скромность / гордость; уверенность/ неуверенность).

К другим людям (общительность / замкнутость; доброта/злоба; доверчивость /подозрительность; правдивость /лживость; тактичность/ бестактность ).

К миру (оптимизм/пессимизм; религиозность/атеизм; принципность/безпринципность; патриотизм/ космополитизм).

К делу (трудолюбие/леность ; аккуратность / неаккуратность).

К вещам (созидательное /разрушительное; жадный/транжира).

<ВОЛЯ>

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля возникает вместе с появлением общественной трудовой деятельности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных  функций:

1) Побудительная функция – обеспечивается активностью человека.

2) Тормозная функция – проявляется в сдержанности нежелательных проявлений активности.

Волевое воздействие может быть реализовано в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие практически автоматически.

Для сложного волевого акта характерно, что действие предшествует  учет его последствий, принятие решений, осознание мотивов.

{Волевые качества личности:

1) Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям.

2) Настойчивость – умение человека мобилизировать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

3) Выдержка – умение затормозить действия, мысли, чувства, мешающие осуществлению задуманного.

4) Решительность – умение принимать и реализовывать быстрые и обоснованные решения.

5) Инициативность – умение предпренимать действия по собственному почину.

6) Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов которые могут отвлечь от цели.}

<СПОСОБНОСТИ>

Человек от рождения не имеет способностей, но у него имеются природные предпосылки (задатки) для последующего их развития.

Задатки – анатомо-физиологические особенности головного мозга нервной системы.

Способности – устойчивые функциональные возможности личности, которые определяют возможности человека к обучению и овладению знаниями и умениями.

Способности бывают:

1)Потенциальные и актуальные (востребованные)

2)Общие и специальные

3)Теоретические и практические

Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которые определяют возможность достижения человеком более высоких, необычных, незаурядных результатов, в одном или более видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Талант – высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность одаренного человека отличается новизной, оригинальностью и социальной значимостью.

Гениальность. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляет целую эпоху в жизни общества,  развитии культуры. Гениальные люди проявляют высокие незаурядные способности  в различных областях деятельности.