- Формирование знаний школьников о методологической идее сохранения (на примере темы/раздела, программы/учебника «…» школьного курса физики по выбору студента).
Энергия - это форма существования материи, т.е. никакая материя не появляется не из неоткуда, не исчезает бесследно. Одни формы энергии переходят в другие (кинетическая в потенциальную, механическая в тепловую, химическая в электрическую).
Есть философский принцип не уничтожимости и несотворимости материи и движения.
Идея и принцип (ведущее направление) реализуются в школьном курсе физики через законы сохранения.
Есть общие законы: массы, энергии, импульса, мамонта импульса, электрического заряда для всех естественных наук.
Есть генерализуемый закон – превращения и сохранения энергии.
Есть частные законы – четности, изоспина,…
Закон сохранения энергии реализуется в: простых механизмах, законе Бернилли, механических колебаниях, тепловых явлениях, законе Джоуля-Ленца, Ома, правиле Ленца, давлении света, ЭМИ, фотоэффекте, ядерной реакции, законе преломления и отражения.
Таким образом он присутствует почти во всех разделах школьного курса физики
Идея сохранения проходит через все темы школьного курса физики.
Закон сохранения импульса это: реактивное движение, столкновение частиц,
поведение микрочастиц; закон сохранения момента импульса - вращательное движение твердого тела.
Закон сохранения заряда: электромагнитные явления, уравнения Максвелла (уравнение непрерывности - В левой части уравнения находится полный ток, протекающий через замкнутую поверхность S. В правой части — изменение со временем заряда, находящегося внутри объёма V Таким образом, изменение заряда внутри объёма возможно только при его притоке или оттоке через поверхность S, ограничивающую объём).
С одной стороны это закон, с другой стороны это философская идея, а с третьей стороны это методологический принцип.
{В типологии уроков по Прояненковой один тип урока это урок философских обобщений, второй тип урока это методологический урок}
В то же время законы сохранения и превращения энергии, импульса,… представляют собой составную часть (одну из важнейших) физической картины мира, а ФКМ одна из составных частей естественно-научной картины мира.
В кинематике есть понятие скорости, взаимодействия, значит не говоря о массе можно говорить о импульсе, только о такой его составной части как скорость.
На уровне макромира мы говорим: один автомобиль движется навстречу другому автомобилю, 2 объекта столкнулись, изменили направление движения.
Кинематика является составляющей механики, она предваряет изучение законов сохранения импульса и энергии.
Такие основные понятия как координата, перемещение, скорость, ускорение,… играют важнейшую роль в формировании у учащихся понятия закон сохранения импульса, момента импульса, энергии,…
Можно сказать, что это пропедевтический этап к изучению.
Он более абстрагирован, менее приближен к действительности
Накладываются определенные ограничения.
{Можно перекинуть мостик на закон сохранение импульса, т к они очень часто изучаются параллельно.}
Закон сохранения импульса формулируется так: если сумма внешних сил равна нулю, то импульс системы тел сохраняется. Иначе говоря, в этом случае тела могут только обмениваться импульсами, суммарное же значение импульса не изменяется.
(Закон сохранения импульса эквивалентен однородности пространства, то есть независимости всех законов, описывающих систему, от положения системы в пространстве.)
Закон сохранения момента импульса: момент импульса замкнутой системы сохраняется, т. е. не изменяется с течением времени. L=[r, p]
(Он связан со свойством симметрии пространства - его изотропностью, т. е. с инвариантностью физических законов относительно выбора направления осей координат системы отсчета (относительно поворота замкнутой системы в пространстве на любой угол).)
Закон сохранения механической энергии: в изолированной системе, в которой действуют консервативные силы, механическая энергия сохраняется.
2. Условия и движущие силы психического развития. Теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических, функций. Периодизация психического развития.
Движущие силы психического развития
Страница 1
Возрастная психология » Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.
§ Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
§ Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности - показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.
Рис.2. Движущие силы психического развития личности.
5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Л.С. Выготский
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в.
В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.
Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.
В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.
Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.
Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".
Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.
Проблема периодизации псих. развития:1.Периодизация развития (з.фрейд)-теория псих. сексуального развития. 2.Эриксона-теория псих. соц-го разв. 3.Пиаже-теория интелектуального развития. З.Фрейд. Истоки поведения усматриваются Фрейдом в конфликте м/у 3-мя психич-ми структурами: 1)”Оно”- руководствуется принципом удовольствия.2)”Я”-руков. принципом реальности, т.е. проявление и удовлетворение своих потребностей и желаний в соотв. с нормами и требованиями, исходящими от общества.3)”Сверх Я”-“нельзя”.Фрейд разработал концепцию псих. сексуального развития. Все стадии псих. разв. хар-ся определенным способом проявления(или не проявления).ЛИБИДО-(влечение) ч/з присуще конкретному возрасту эрогенные зоны(области тела кот. чувствительны к стимулу и на кот. в разл. момент жизни ориентировано внимание ребенка).5 стадий развития:1.Оральная (0-1) год – осн. источники удовольствия сосредоточены в зоне, связанной с кормлением.(курение, обжерство).2.Анальная (1-3) приучение к туалету и чистоплотности. Ребенок встречается с запретами, он д/н сдерживаться и контролировать свои физиологические процессы.Формируется “сверх Я”.(скупость, накопительство, скрытость, агрессия, упрямство). 3.Фаллическая (3-5) – стадия высшей детской сексуальности. “ЭДИПОВ КОМПЛЕКС“ и “КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРО”- нежная привязанность к родителям другого пола. 4.Латентный период (5-11/12)- снижение секс. интересов, и энергия ЛИБИДО переносится на социализацию школьного обучения. 5.Генитальная (12-18) -–нтерес к противоположному полу , подросток-к нормальному секс-му общению. Ч-ек приближается к зрелости, главным кретерием кот. явл. работать и любить.
Э.ЭРИКСОН. –сделал акцент на проблемах адаптации ч-ка к соц. окружению. 8 психических кризисов (стадий жизненого пути). 1.Младенчество (оральная стадия) (0-1) доверчивость или недоверчивость ко всему. 2.Ранний возраст (анальная ст.) автономия, самостоятельность, стыд, сомнение. 3.Возраст игры (фаллистич ст.) иннициативность или чувство вины. 4.Школьный возраст (латентн. период) достижение или чувство неполноценности. 5.Подростковый возраст (генитал) идентичность или спутанность ролей. 6.Ранняя взрослость-близкие отношения или изоляция. 7.Зрелость-творчество или застой. 8.Старость.
Ж.ПИАЖЕ.- основу концепции общение интелект. развитии реб. сост. процесс взаимод м/у организмом и окр. средой. Приспособление происходит с помощью 2-х межанизмов. 1)действие с новыми предметами в соотв. с уже сложившимися умениями и навыками. 2)Анкомодация- стремление изменить сами умения и навыки в соотв. с изменившимися условиями. 3 стадии интелектуального развития. 1)Сенсамоторная стадия (0-2)- становление и развитие чувствительности и двигательных структур, познание себя как субъекта действия. а)Врожденные рефлексы (0-1 мес) - сосание .б)Моторные навыки (1-4 мес) схват бутылки. в)Циркуляционные реакции (4-8 мес) –хватание погремушки. г)Координация средств и целей (8-12 мес). д)Открытие новых средств (12-18) мес подтянуть скатерть. 2)Стадия конкретных операций (2-11 лет)-действия превращаются в операции, мыслительные действия, обладающие обратимостью. а)Предоперационный уровень (2-5 лет) – усвоение языка. б)Уровень конкретных операций- эгоцентрическая речь исчезает.3)Стадия формальных операций (11-15 лет0-ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактн. понятиями, рассуждая, формируя и проверяя гипотезы.
Эльконин.Имеет теоретич фундамент: концепция культурно-исторического развития ВПФ Выготского и теория деятельности Леонтьева. В ее основе 4 критерия:1.Социальная ситуация развития(система отношений, в кот ребенок вступает в обществе) 2.Вед.вид.деят-ти(та, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психолог. изменения личности ребенка).3.Основные психологич.новообразования(способность, к-рая у ребенка в ходе вед вида деят-ти).4.Кризич(переломный момент развития, переход от одного ВВД к другому).Раннее детство:Младенчество(0-12,эмоционально-личностный,ребенок-мать,кризис новорожденности);ранний возраст(1-3,предметно-манипулятивная,ребенок-мать,родня,братьяБ кризис 1го года, овладение речью). Детство: дошкольное(3-6, игровая деят-ть,ребенок-сверстники, 3х лет кризис негативизм); младшее школьное(6-11,учеба, ученик-учитель, кризис 7 лет). Подростничество: подростковый (11-14, интимно-личностная, подросток-сверстники, кризис 11 лет); юношеский (14-18, учебно-профессиональная, юноша=сверстники,родители,кризис проф.самовыраж.)